Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 3. Неопозитивизм

  Неопозитивизм  — одно из основных направлений в современной буржуазной теории морали, объединяющее несколько различных течений. Представляет собой попытку применить методологические принципы философии неопозитивизма (логического позитивизма, а позднее — лингвистического анализа) к исследованию явлений морального сознания. Во всем многообразии явлений нравственности сторонники неопозитивизма видят в основном лишь специфические термины и суждения. Поэтому и задачу философии морали они сводит к изучению морального языка. В результате такого сужения предмета этики они оказываются не в состоянии объяснить происхождение и содержание моральных понятий и представлений, ограничиваются лишь вопросами их логической формы (Формализм). Свою чисто формалистическую теорию морали неопозитивисты называют мета-этикой, противопоставляя ее этике в традиционном понимании этого слова. С их точки зрения, теория морали, чтобы быть научной, не должна быть нормативной этикой, т.е. должна воздерживаться от решения каких бы то ни было моральных проблем. Такое крайне одностороннее понимание неопозитивистами предмета этики является результатом их принципиального тезиса о невозможности обосновать моральные суждения с помощью фактических знаний. Конкретизация этого тезиса и составляет основное теоретическое содержание неопозитивистских этических теорий. В 20-30-х гг. XX в. возникает одно из течений неопозитивизма — эмотивистская теория морали (ее разновидности иногда называют волютивной и императивной этикой). Ее главные представители: в Англии — А. Айер и Б.Рассел, в США — Ч. Стивенсон, Р.Карнап, Г.Райхенбах. Эмотиви- сты утверждают, что моральные суждения не могут быть проверены опытным путем (не «верифицируемы»), они не истинны и не ложны, не имеют объективного смыслового значения (Истина и нравственность). Значение их якобы чисто эмотивно, т, е. моральные суждения выражают лишь эмоции говорящего и служат приказом для слушателя. Эти суждения вообще нельзя никак обосновать или опровергнуть, они якобы совершенно произвольны, выражают лишь склонности и желания тех, кто их высказывает (Волюнтаризм, Релятивизм). Эмотивисты видят в моральных суждениях только средство убеждения людей и даже отождествляют нравственность с политикой (Мораль и политика) и пропагандой («Фелицитология»). В крайне нигилистическом отношении эмотивистов к морали нашли отражение настроения, характерные для определенной группы современной буржуазной интеллигенции, которая стихийно протестует против методов буржуазной пропаганды, в частности против попыток лицемерно оправдать при помощи моральных рассуждений «большую политику» империализма, но не может противопоставить ей никакой другой идейной позиции. В 40-50-х гг. возникает новое течение в неопозитивизме — школа лингвистического анализа морали (С.Тулмин, Р.Хеар, П.Ноуэлл-Смит в Англии, Г.Эйкен в США и др.). Хотя сторонники этого течения и подвергают критике наиболее нигилистические высказывания эмотивистов о морали, в конечном итоге они приходят к принципиально тем же выводам: моральные суждения не могут быть истинными, недоказуемы с помощью фактических знаний, нормативная этика не может претендовать на научность. В отличие от эмотивистов, которых в основном интересовало лишь значение отдельных моральных суждений, аналитики уделяют большое внимание логике морального языка в целом. Они допускают, что более частные моральные суждения (например, содержащие оценки или предписание) могут быть обоснованы с помощью более общих моральных представлений — принципов и идеалов. Но сами эти принципы и идеалы, с их точки зрения, уже не могут быть никак обоснованы. Поэтому и они приходят к сугубо индивидуалистическому выводу, что моральная позиция в конечном счете, является делом личного произвола каждого и что этическая теория не может помочь людям в решении моральных проблем.

  (Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. - . 187-189).

Вопросы к тексту

  1. Что такое «неопозитивизм» в этике?
  2. В чем видят сторонники неопозитивизма проблему изучения морали?
  3. Какие ведущие этические теории повлияли на формирование современной версии неопозитивизма и почему?
  4. Что такое «метаэтика»?
  5. Что такое «эмотивизм» и «школа лингвистического анализа морали»?

 
© www.textb.net