Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 2. Интереса теория

  Интереса теория — направление в современной буржуазной этике и аксиологии, сторонники которого моральную ценность явлений действительности, в том числе добро и зло, усматривают как результат направленного на данный объект интереса. Интереса теория — разновидность современного натурализма в этике. По своему содержанию она во многом сходна с учением прагматизма. Возникла в 20-х гг. XX в, и продолжает существовать до сих пор, хотя и не имеет уже столь широкого влияния. Главными ее представителями являются: в США — Р.Перри, Д.Паркер; в Англии — Ф.Теннант. Сторонники этого направления определяют значимость для человека того или иного предмета или явления (его ценность), исходя не из той роли, которую он выполняет в обществе, а из субъективного отношения к нему человека, из проявляемого к нему интереса. Сам же интерес понимается чисто психологически — как желание, расположение, склонность, любовь, симпатия (или, наоборот, отвращение, антипатия, ненависть), испытываемые человеком по отношению к тому или иному объекту. При этом, в сущности, игнорируется социальная обусловленность интересов людей способом их жизнедеятельности, объективными законами бытия и развития общества. Буржуазный характер теории интереса особенно наглядно проявляется в том, что ее сторонники понимают нравственность как средство взаимного согласования и примирения частных интересов. Отсюда и специфически буржуазное истолкование морального долга: поступай так, чтобы удовлетворить наибольшее количество частных интересов. Нравственность тем самым низводится до уровня политики оппортунизма и компромисса, а проблемы борьбы за преодоление противоречий между личными и общественными интересами, за удовлетворение коренных общих интересов человечества подменяются удовлетворением интересов частных предпринимателей, взаимным соглашением конкурентов. Этика, признавая связь морали с интересами людей, вместе с тем не просто выводит нравственность из любых интересов, а обосновывает (или подвергает критике) эти интересы как подлинно человеческие (или аморальные, эгоистические, обращающиеся против человека), исходя при этом из анализа исторических законов развития человечества в целом.

  (Словарь по этике. /Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. -. 95-96).

Вопросы к тексту

  1. Что такое «теория интереса» в этике?
  2. Каково отношение «теории интереса» к натурализму в этике?
  3. В чем сходство и различие «теории интереса» с учением прагматизма?
  4. Каковы основные представители «теории интереса» в этике?
  5. Как понимается нравственность в этическом учении «теории интереса»?

 
© www.textb.net