Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 1. Интерес

  Интерес — целеустремленное отношение человека (класса, общества в целом) к какому-либо объекту его потребности. Интерес зависит от условий бытия человека, отражает необходимость для его жизни определенных предметов окружающего мира. Человек производит, осваивает и присваивает (потребляет) предметы своих интересов посредством целенаправленной деятельности. В человеческой психике интерес проявляется как побуждение, волевой импульс, направляющий его действия. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель. В социологии интерес людей рассматривается как движущая сила деятельности социальных групп и отдельных личностей (общественные, классовые, личные интересы), в которых отражаются их общественные отношения. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы (К.Маркс и Ф.Энгельс). В этике категория интереса рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее соотношения с долгом. В классовом обществе общественные и личные интересы постоянно приходят между собой в столкновение, поэтому человек должен выполнять требования нравственности чаще всего вопреки своим собственным интнесам. Вместо того чтобы найти истоки этого противоречия и пути к его преодолению, домарксистские этические учении обычно ограничивались тем, что либо просто не признавали его, либо считали его неразрешимым. Одни мыслители пытались свести моральный долг к личному интересу - к «разумно понятому» эгоизму, стремлению человека к счастью или наслаждению (Эгоизма теория, Эвдемонизм, Гедонизм), другие считали, что выполнить свой долг человек может только вопреки своим собственным интересам («Категорический императив»). Лишь этика дает правильное решение проблемы соотношении интереса и долга. Поскольку корни противоречия между интересом и долгом находятся в противоположности классовых интересов, личных и общественных интересов, а также отдельных, частных интересов, разрешение этого противоречия возможно только в процессе строительства коммунизма. Уже в условиях социализма устанавливается в основном единство между интересом личности и общества. Это обусловлено тем, что конечной целью социализма является удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. В моральном плане это означает, что, выполняя свой долг перед обществом, человек в конечном итоге служит общим для всех людей интересам. Но поскольку полностью различие между общественными и личными интересами не устраняется, постольку еще продолжает существовать и различие между долгом и личным интересом. В случае их расхождения коммунистическая нравственность требует от человека подчинять свои личные интересы общественным. Осуществление этого требования является единственно возможным путем к наиболее полному удовлетворению интересов всех членов общества, а в конечном итоге к осуществлению полного единства личных и общественных интересов. Осознание этого приводит к тому, что общественно полезная деятельность постепенно превращается во внутреннюю потребность людей (Свобода нравственная, Склонности).

  (Словарь по этике. /Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. -. 94-95).

Вопросы к тексту

  1. Каково примерное определение интереса в отношении к этическим теориям?
  2. Как выступает содержательно «осознанный интерес» применительно к моральной деятельности субъекта?
  3. В чем особенность сочетания интереса с этической категорией «долга»?
  4. Какова взаимосвязь и детерминация этической категории «интерес» с основными типами моральных теорий?
  5. В чем состоит коллизия «общественного интереса» и «личного интереса» в социальной этике?

 
© www.textb.net