Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3. Предмет художественного восприятия

  Если ранее речь шла о специфичности и родственности процесса художественного восприятия по отношению к художественному творчеству, то сейчас необходимо остановиться на содержательной стороне восприятия искусства. Что является главным в качестве предмета восприятия произведения искусства?
  Традиционно в литературе больше рассмотрен вопрос об объекте художественного восприятия. Эстетическое отношение к искусству как объекту восприятия требует семантической грамотности для адекватного репродуктивного прочтения, понимания «языка» искусства. И здесь может оказаться гораздо меньше субъективной творческой свободы, чем в восприятии предмета, собственно художественного содержания («эстетической идеи»). Интересна сама по себе и мало исследована тема перевода знаковой системы произведения искусства в сферу представлений и целостного личностного духовно практического опыта, творческих импульсов воображения, соотнесенных с памятью пережитого. В рассмотрении знаковой структуры искусства объекта восприятия важно подчеркнуть сильные стороны данного подхода. Но вместе с тем, учитывая ту сложность эстетического феномена художественного восприятия, которая не позволяет создавать иллюзию простоты решения вопроса, упрощение может вести к построению моделей искусства, оправдывающих его наиболее худшие образцы и слабые стороны отношения к художественности. Предмет художественного восприятия, помимо эстетического его содержания, включен в целостную систему всех других предпосылок. Переживания реальных явлений, воздействующих на нравственные, идеологические, интеллектуальные стороны в деятельности личности, в силу чего искусство обладает универсальной воспитательной ценностью. Воздействие искусства на человека и происходящие в связи с этим изменения в его сознании, чувствах и характере поведения - конечная цель художественного восприятия, имеющего огромное воспитательное значение. Но и само восприятие требует знаний, умения и воспитания. Надо учиться воспринимать и понимать искусство. Следует сказать, что юношеская пора в формировании эстетической культуры восприятия совпадает с интенсивным формированием различных мировоззренческих качеств личности, расцветом способностей и универсализацией знания.
  Тема художественного восприятия непосредственно соприкасается с эстетическим воспитанием, причем в различном соотношении. Эстетическое восприятие в целом, и художественное в том числе, требует определенных навыков, опыта и, таким образом, во многом зависит от уровня художественной культуры индивиде. Но вместе с тем сам же процесс восприятия искусства является если не единственно возможным, то одним из решающих средств развития художественного вкуса — основы и опоры восприятия, постижения завоеваний духовной культуры. Классиками марксизма был дан четкий ответ на вопрос о предмете искусства, формирующем публику, способную воспринимать и наслаждаться красотой. Принцип взаимного воздействия искусства и публики мог бы быть применен к историко-генетическому анализу художественного восприятия, если, конечно, не упрощать противоречивость и сложность такого процесса. И все же воспитание восприятия искусства не только зависит от, так сказать, «жизни в искусстве», пребывания в нем. Важно и другое - богатство отношения человека к реальному миру, жизненно-практический опыт, который нужно понимать не в узко утилитарном смысле. Во-первых, человек по-настоящему не поймет красоту труда в искусстве, не ощутив ее в подлинной жизни, не познав цены-радости, страдания, любви, вдохновенья, нравственных потрясений. Искусство способ» научить по-особому видеть и переживать мир воображения, но оно спроецировано к подлинным страстям человека. В этом смысле - что очень важно - не будет ошибочным полагать, что воспитание восприятия искусства включает широкий спектр жизненных интересов, активной деятельности. Во- вторых, внехудожественная подготовка к художественному восприятию зависит от общего уровня интеллекта и культуры чувств, различного рода научных познаний, в том числе истории и теории искусства. В этом случае может идти речь о различии уровней «коэффициента полезности» художественного восприятия. Незнание эпохи, стиля, концептуальной направленности творчества художника вряд ли будет способствовать успеху восприятия. Но и здесь должна быть дифференциация. Известно, что образованность, глубокие знания в той или иной сфере, специальности еще никак не гарантируют того, что человек может оставаться безучастным к искусству, не способным его воспринимать. Художественное восприятие - это особый дар человека, который надо развивать и воспитывать с детства. Подлинное художественное восприятие начинается в раннем возрасте, дети гениально непосредственны и неверным было бы ожидание перехода через какой-то особый интеллектуальный порог приобщения к искусству в становлении личности. Человек, лишенный дара эстетического восприятия искусства, был бы глубоко несчастен. Но дар этот в своем раскрытии и жизненной повседневности требует напряженного интеллектуально - творческого труда. Эта истина может быть сформулированной вслед за Б. Брехтом как: существует не только восприятия искусства, но и искусство восприятия, требующее соответствующей художественной подготовки. Вторая же истина, как это неоднократно подтверждалось А. П. Довженко и другими выдающимися мастерами, состоят в том, что каждому человеку свойственны потенциальные возможности, не только воспринимать красоту, но и проявлять художественность отношения к миру. Способность восприятия искусства, формируемая духовно-практической деятельностью - эстетически и социально ценное качество человека.

 
© www.textb.net