Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


5.2.2. Содержание дисциплины

  1. Предмет этики
  Этика - наука о морали (нравственности) как специфических формах гармонизации отношений социальных субъектов в целях сохранения общественного целого как необходимого условия их жизнедеятельности и обеспечения общественного и личного блага.
  Жизненный путь человека и проблемы нравственного самоопределения. Взаимообусловленность нравственной культуры общества и личности, проблемы их развития. Моральные требования общества и ответственность личности.
  Философский статус этики. Место этики в системе гуманитарного знания, в системе мировоззрения.
  Прикладная этика, профессиональная этика и их место в системе этического знания.
  2. Мораль и её общечеловеческая сущность
  Происхождение, сущность понятий «мораль», «нравственность». Историческое изменение содержания этих понятий.
  Мораль (нравственность) как средство регуляции поведения, ориентации в ценностях жизни и культуры. Императивность, нормативность, ценностнооценочный характер морали.
  3. Функции морали
  Регулятивная функция морали как инструмент согласования интересов и действий социальных субъектов в целях сохранения общности как главного условия существования субъектов и обеспечения их блага.
  Специфика моральной регуляции по сравнению с правовой.
  Оценочная функция и её своеобразие.
  Возрастание воспитательной функции в современных условиях.
  Мировоззренческая функция, её специфика. Роль моральных принципов в становлении мировоззрения.
  4. Структура морали
  Общая характеристика структуры морали. Общественная и индивидуальная мораль.
  Моральное сознание, моральные отношения, моральная деятельность и поведение.
  Общественный и индивидуальный уровни существования (проявления) структурных элементов морали.
  5. Структура морального сознания
  Уровни общественного морального сознания: эмоционально-чувственный и рациональный. Их взаимодействие.
  Нравственные чувства, понятия, убеждения.
  Моральный поступок и его связь с моральным сознанием.
  Мотив, цель, средства и их роль в оценке морального поведения.
  6. Профессиональная мораль
  Соотношение понятий «мораль», «трудовая мораль», «профессиональная мораль».
  Особая роль профессиональной морали в профессиях, объектом которых является человек.
  Регулятивная функция профессиональной морали: обязанности по отношению к профессии, внутри профессиональной группы, к обществу, к объекту профессии.
  Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.
  7. Эвдемонистическая этика Сократа и Платона
  Общая характеристика классических теорий морали. Личность Сократа. Учение и метод. Рационализм этики Сократа: «познай самого себя», «знание есть основа добродетели».
  Платон как продолжатель идей Сократа. Учение об идеях как теоретическая основа этики. Абсолютность принципов морали.
  8. Эвдемонистическая этика Аристотеля
  Критика этической системы Платона. Относительность морали. Учение о добродетелях. Правило «золотой середины».
  Аристотель о счастье как о деятельности.
  Аристотель о структкре человеческого поведения.
  9. Ценности гедонистической этики Эпикура
  Гедонизм как этический принцип. Роль Эпикура в становлении гедонистической этики.
  Динамические и пассивные удовольствия, их роль в жизни человека.
  Атараксия, её роль в достижении правильной (добродетельной) жизни.
  10. Этика стоиков
  Греческие и римские стоики. Прославление силы разума и безусловная покорность судьбе.
  Служение общему благу как высшая добродетель.
  Стоицизм как моральный предшественник христианской морали.
  11. Этика киников
  Этика киников как философия, уводящая от невзгод.
  Этика киников и возможность личного спасения. Отвержение общества и плодов цивилизации. Этика киников как антисоциальная доктрина.
  Аскетизм. Роль свободы (свободы «от») в этике киников.
  12. Этика Спинозы
  Попытка придать этике наукообразную форму.
  Учение об аффектах и нравственных качествах. Детерминизм и рационализм в этике Спинозы.
  13. Этическое учение И. Канта
  Противоречие должного и сущего, долга и склонности. Учение о категорическом императиве, его гуманистический потенциал. Влияние этики Канта на последующее развитие учения о морали.
  14. Этика утилитаризма
  И. Бентам и Д. С. Милль как родоначальники этики утилитаризма. Принцип пользы как универсальный этический принцип. «Моральная арифметика».
  15. Добро и зло как категории этики
  Добро и зло - наиболее общее выражение моральной значимости явлений. Проблема определения объективного критерия добра и зла. Возможно ли «абсолютное» добро? Диалектика добра и зла. Добро и благо. Добро и польза.
  Зло. Виды зла.
  16. Долг
  Моральный долг как выражение нравственной необходимости. Императивная сторона долга. Долг и должное. Сознание чувства долга.
  17. Стыд и совесть
  Стыд как гнев, обращённый внутрь. Стыд перед самим собой, роль мнения других в его возникновении. Ложный стыд.
  Совесть как самооценка. Органическая связь совести с чувством долга. Развитое чувство совести - условие и признак нравственного роста человеческой личности.
  18. Справедливость
  Объективное и субъективное в справедливости. Справедливость как атрибут общественных отношений. Этический статус категории «справедливость». Справедливость как мера воздаяния, мера контроля, правомерность оценки.
  19. Моральная свобода и ответственность
  Свобода человека как свобода выбора. Произвольные и непроизвольные действия. Свобода выбора и ответственность. Моральная ответственность и справедливость. Ответственность и совесть. Возрастание ответственности в современном мире.
  20. Достоинство и честь
  Достоинство в объективном и субъективном смыслах. Достоинство человека как самоуважение. Историческая эволюция содержания понятия «честь». Значение меры в проявлении чести и достоинства.

 
© www.textb.net