Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2.2. Эстетика Возрождения

  Ренессанс (Возрождение) - это эпоха в истории европейской культуры и развитии искусства 14-16 вв. Связана со светской культурой городов Италии (Флоренция, Рим, Милан, Венеция и др.), Франции, Нидерландов, Англии, Испании и Германии. Идеи эпохи ориентированы на возрождение образцов и ценностей Античности в различных областях культуры, особенно же в искусстве и прежде всего таких его видах, как литература, скульптура, архитектура, театр. При этом мотивы возвращения к прошлому привели в эту эпоху к созданию оригинального нового стиля в поэзии, живописи, музыке, театре, архитектуре.
  Основополагающую роль в эпоху Возрождения играют идеи гуманизма, выделявшие центральное значение человека в мироздании, его достоинство и красоту. Именно любование человеком как цельным существом, в котором самобытно соединено и доброе, и злое, и свет, и тьма, все противоречия бытия, и тем не менее существом достойным - характерная особенность эстетической по своей модальности антропологии Возрождения. Ключевую роль в этой культуре играет «титаническая» личность художника-творца, поэта, самобытного ученого-исследователя и общественного деятеля. Впервые человек был постигнут как творческое существо, подобное Богу в этой своей созидательной способности, хотя, конечно, и уступающая Ему в мощи творческих возможностей. В философском ключе идеи гуманизма выражали Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Марсилио Фичино, Джованни Пико дела Мирандола.
  Ренессанс постепенно вырастает из рамок средневековой цивилизации (предренессанс - 13в., переход к раннему Возрождению - 14 в. и раннее Возрождение - 15 в.). При этом непосредственное влияние античности сказывается только в 15 в., а наиболее сильно во второй половине 15 в.. Однако характерные черты нового мироощущения действительно начали пробиваться и раньше. Это выражалось, в частности, в искусстве - в формировании реалистично-фигуративного стиля живописных изображений (Джотто, Мантенья, Мазаччо, браться Ван Эйк, Сандро Боттичелли и др.), нового чувственно-возвышенного стиля в поэзии (Данте, Петрарка), классически-пластического стиля в скульптуре (Донателло, Веррокьо). Крупнейшие свершения эпохи приходятся на рубеж 15 - 16 в. - высокое Возрождение. Художники открывают мотивы нового визуального мышления и живописного стиля, нацеленного на передачу художественной иллюзии реального мира: Леонардо да Винчи открывает принципы перспективной композиции, Рафаэль Санти тяготеет к прекрасному совершенству образов, Микеланджело Буанаротти - к монументальной экспрессии в живописи и скульптуре. На севере Европы творят художники Альбрехт Дюрер, П. Брейгель, Г. Гольбейн, И. Босх. Позднее Возрождение обогащает живописный стиль принципами колоризма - динамики переходов цвета - и композиционной драматургией (Джорджоне, Тициан, Веронезе).
  У поэтов и писателей этой эпохи - чувство напряженной амбивалентности человеческого бытия (Франсуа Вийон, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Уильям Шекспир), мотивы осмысления историко-культурного перелома - от программных до ироничных и скептических (Томас Мор, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес). Музыка эпохи тяготеет к простым вокальным формам, выросшим из народных песен (мадригал), к сольному и ансамблевому инструментальному музицированию, на основе которой рождается ранняя оперная музыка, музыкальный театр (Клаудио Монтеверди, Джакопо Пери, Винченцо Галилеи); но при этом развивается и достигает вершин и полифонический стиль хоровой и органной композиции (Джованни Палестрина, Джироламо Фрескобальди), восходящий к позднему Средневековью. Вообще во многих явлениях искусства Ренессанса, особенно североевропейских стран, не имевших национальных образцов античной эпохи, в произведениях эпохи Возрождения чувствуется не угасшее влияние стиля поздней готики.
  Великие деятели Возрождения не только претворяли художественную реальность вместе с переосмыслением реальностью антропологической; они и постигали художественные закономерности в контексте новой эстетики и миропонимания, ярко выражая новые взгляды на искусство в своих оригинальных сочинениях.
  Леон Батиста Альберти (1404 - 1472) - итальянский архитектор, теоретик искусства. Создатель оригинального типа ренессансных дворцовых построек - палаццо - с применением характерных форм и архитектурных элементов древнеримского зодчества. Автор трактатов «О статуе», «О живописи», «О зодчестве», в которых наряду с осмыслением методов профессионального мастерства подчеркивал художественное значение архитектуры, а по отношению к изобразительному искусству склонялся к принципу выбора и воспроизведения типичного в природе, отождествляя его с принципом красоты.
  Леонардо да Винчи (1452 - 1519) - итальянский художник, архитектор, инженер, естествоиспытатель, воплотивший в себе универсальный гений Эпохи Возрождения. При жизни Леонардо славу ему принесли живопись, скульптура и инженерные и архитектурные проекты. Теоретические работы Леонардо не были известны его современникам. Будучи оригинальным, не получившим схоластического университетского образования, исследователем природы и искусства и одновременно человеком довольно замкнутым, Леонардо зашифровывал свои многочисленные записи. Тысячи разрозненных заметок Леонардо включают теоретические разработки разных проблем искусства, науки и техники, намного опередившие свою эпоху. Основное сочинение Леонардо по проблемам эстетике - «Книга живописи», в которой он обосновывает уникальное познавательное значение этого вида искусства, ставя его в этом отношении даже выше дискурсивной науки, отражает принципы живописного изображения природы и человека, в которых кроется существенное переосмысление выразительных средств живописи, нацеленной теперь на создание иллюзии продолжающегося за гранью холста пространства (оптическая перспектива) и оптически правдиво воссоздающейся объемности тел (светотень - «сфумата» - итал. sfumata - дымка).

 
© www.textb.net