Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


4.4. Виды искусства

  В течение длительного времени формирования и развития творческих способностей человека складывалась система искусств, включающая в себя многообразные формы художественного творчества. Опыт эстетического отношения людей к миру постоянно порождает новые виды художественной деятельности и обуславливает совершенствование уже существующих. Расширение научных знаний, технологии производства, появление новых материалов и оборудования способствует ускорению процессов развития в искусстве, и без этих процессов не было бы сегодня художественной фотографии или кинематографа. Диалектика развития искусства определяется двумя важнейшими тенденциями. Одна из них - дивергенция, обособление и выделение новых самостоятельных видов искусств. Вторая тенденция - конвергенция и интеграция, объединение выразительных средств различных искусств в синтетических видах искусств (в театральном искусстве могут объединяться поэзия, музыка, танец и т.д.). Попытка систематизировать многообразие существующих видов искусств породило множество своеобразных классификаций. Одной из самых распространенных в современной эстетике, восходящей к работе отечественного философа М.С.Кагана «Морфология искусства» (1972), является классификация в зависимости от способа существования художественного произведения, созданного в рамках определенного вида искусств. Важнейшими формами бытия, в том числе и бытия любого произведения искусства, является пространство и время, представляющие собой способы координации материальных объектов и их состояний. В зависимости от того, в какой из этих форм бытия - пространстве, времени или в пространстве и времени сразу - «разворачивается» художественное произведение, принято выделять три группы искусств. Первую группу образуют пространственные статические виды (их еще называют пластическими). Для произведений в этих видах искусств важна пространственная организация образов, деталей, композиционных элементов. Сюда относятся прикладные (архитектура, декоративное искусство) и изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура). Вторая группа - временныПе виды искусства (или динамические). Для них важна координация образов во времени - разворачивание фабулы и сюжета, развитие конфликта, динамика взаимоотношений характеров и т.п. К временным видам искусства относятся литература и музыка. Третью группу составляют пространственно-временные виды, называемые также синтетическими. К ним относятся кинематография, театр, хореография, цирковое искусство, эстрада. Остановимся на анализе некоторых из них.
  Архитектура, относящаяся к прикладным пространственным искусствам, направлена на организацию окружающего человека пространства и заключается в планировании и строительстве отдельных зданий и формирующихся из них ансамблей. Архитектура активно участвует в образовании «второй природы» - культурного мира, создает локальные культурные пространства, обладающие не только художественно-эстетической ценностью, но и утилитарно­функциональным назначением. Этот вид искусства тесно связан с уровнем развития производства, науки и техники, зависим от ландшафтных условий, климатических особенностей, социальных потребностей. Он выступает застывшей в пространстве историей народов и эпох, способной нести информацию о жизни давно ушедших людей тогда, когда их музыка, поэзия, даже сам язык преданы забвению. В силу двойственности архитектуры как художественной и утилитарной ценности, критерии оценки её произведений сочетают в себе такие свойства как прочность, функциональность, удобство с художественными характеристиками - чувственно воспринимаемыми пропорциями, пространственной организацией форм и объемов, символизмом. «Глубинный, философский смысл архитектуры заключается в творческом преобразовании хаоса в космос, случайной, неоформленной, а потому и неуютной среды обитания в осмысленную, “очеловеченную” композицию». Архитектура менее других искусств связана с непосредственным воспроизведением действительности, поскольку она имеет не изобразительный, а выразительный характер, что обуславливает её широкие символические возможности. Символизм архитектуры позволяет ей выступать средством выражения человеческих возможностей, прославления творца, возвышения духовных сил человека, или даже орудием богоборчества. Весьма символична картина строительства Вавилонской башни в Ветхом Завете: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Г осподь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню». Символический смысл древнегреческого театра, готической архитектуры с вертикальной устремленностью её архитектоники, византийского или древнерусского крестово-купольного храма, китайской пагоды или обычного крестьянского дома раскрывается через пространственную организацию, сочетание внешней формы и внутреннего убранства, взаимодействие с другими видами искусств - живописью, скульптурой, декоративными искусствами. У архитектуры есть и еще одна особенность - её произведения оцениваются не только с точки зрения их внешней формы, но и с точки зрения внутренней организации пространства и его убранства. Этим обусловлена тесная взаимосвязь архитектуры с декоративным искусством.
  В декоративном искусстве выделяют монументально­декоративное, декоративно-прикладное и оформительское искусство. Монументально-прикладное искусство очень тесно связано с архитектурой, представляя собой художественную деятельность, направленную на оформление архитектурных сооружений как снаружи, так и изнутри, а также украшение интерьера. Рельефы, мозаики, фонтаны, витражи, панно, светильники, пространственные композиции, декоративные решетки - все это произведения монументально-прикладного искусства, которые играют немаловажную роль в организации пространства здания, улицы, города. Вот как описывает значение витражных окон в архитектуре Реймского собора Г.А.Недошивин: «Немалую роль в создании общего впечатления интерьера играют цветные стекла окон. Каждое из них имеет фигурные или орнаментальные изображения, составленные из разноцветных кусков стекла, скрепленных свинцовыми пластинками. Свет, обильно льющийся внутрь храма, дробится на сотни и тысячи цветных лучей, перекрещивающихся друг с другом; воздух насыщается цветом, переливается всеми оттенками радуги, придавая интерьеру причудливый, фантастический облик. Входящий в собор захватывается этой радужной, стремительной стихией пространства» . В готической архитектуре витражи выполняли важную роль в формировании сакрального чувства, преображая внутреннее пространство соборов посредством создания цветных, трепещущих, мерцающих бликов на колоннах, сводах, стенах. Однако монументально-прикладное искусство никогда не утрачивало своей популярности. Интерьеры МХАТа им.М.Горького, станций Московского метрополитена («Маяковской» с декоративными панно А.А.Дейнеки, «Комсомольской» с плафонами, выполненными К.Д.Кориным, «Ботанический сад» со своеобразной пластикой потолка и др.), Донской государственной публичной библиотеки в г.Ростове-на-Дону и многих других современных зданий и сооружений - яркое тому подтверждение.
  Декоративно-прикладное искусство имеет богатые традиции, включая в себя самобытную область народных промыслов. Особенностью произведений декоративно-прикладного искусства является то, что они, так же, как и архитектура, представляют собой не только художественно-эстетическую ценность, но и утилитарную, практическую, полезную в быту вещь. Ремесленная деятельность простых людей по производству обыденных предметов повседневного обихода - посуды, одежды, ковров, игрушек - в силу присущего человеку стремления сделать их не только полезными, но и красивыми, оказывалась неразрывно переплетенной с деятельностью художественной. Богатые вышивки национального костюма, изящные узоры тончайших пуховых платков, росписи на глиняной посуде, резьба на ставнях окон, орнаменты шерстяных ковров или чеканка на холодном оружии - это подлинные произведения искусства, которые составляли неотъемлемую часть народного ремесла и повседневной жизни. С течением времени кустарные мастерские и ремесла определенных территорий обретали собственную тематику, неповторимый художественный стиль, творческие традиции и специфические изобразительные приемы. Это привело к возникновению крупных центров народных промыслов, которыми чрезвычайно богата Россия. Далеко за её пределами известны посуда Хохломы, Жостово, Гжели, вологодское кружево, павлово-посадские платки, палехская и федоскинская лаковая миниатюра, дымковская, городецкая, каргопольская игрушка.
  Оформительское искусство основано на использовании разнообразных средств пластических, синтетических и даже динамических видов искусств в организации среды. Здесь важно умение выстроить пространство таким образом, чтобы возникла художественная целостность. Например, в оформлении интерьера важен учет не только архитектурного стиля и использование элементов монументально-прикладного искусства, но и проектирование освещения и построение «световой картины», умение составить гармоничные цветовые сочетания (достаточно хорошо изучено, что оценка комфортности и удобства интерьера существенно меняется в зависимости от той цветовой гаммы, в которой он решен, что зрительное восприятие тяжести предмета зависит от того цвета, в который он окрашен, что цветовые предпочтения различны у разных народов и т.д.), использование форм живой природы (аквариумов, цветников, фрагментов ландшафтного плана), умелое размещение малых форм - мебели, оборудования, ваз, скульптуры, произведений декоративно­прикладного творчества и т.п. И все это должно служить не украшательству, а украшению, образуя единый выразительный ансамбль.
  В группу пространственных искусств входят также изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура. Их общей чертой является использование зрительно воспринимаемых художественных образов. Живопись и графика являются изображениями на плоскости, скульптура же дает объемное пространственное изображение.
  Живопись - один из старейших видов искусств, насчитывающий множество жанров, выделяемых в зависимости от того, что становится в них предметом изображения - батальная, историческая, бытовая, мифологическая живопись, пейзаж, портрет, натюрморт. Художественные образы в живописи создаются при помощи рисунка и цвета с использованием разнообразных материалов (холст, дерево, картон, бумага, сырая штукатурка, масло, акварель, пастель, гуашь, темпера). В качестве относительно самостоятельных видов живописи выделяются монументально-декоративная, станковая, панорамная живопись, иконопись и др. Остановимся более подробно на некоторых из них.
  Основное функциональное назначение монументально­прикладной живописи - служить украшением для архитектурных сооружений. Она включает в себя настенную роспись, фрески, панно. К числу уникальных шедевров монументальной живописи относится созданная Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, где на площади в несколько сотен квадратных метров размещены девять ключевых сцен библейской космогонии и священной истории (отделение света от тьмы, сотворение солнца и луны, сотворение Адама, Страшный суд и др.). Один из самых выразительных - сюжет «Страшный суд», на котором Микеланджело изобразил трагический момент разрушения физического мира и ожидания людьми своей участи. Христос показан грозным судьей, выносящим последний приговор. К непревзойденным творениям монументально-прикладной живописи относятся и росписи Станца делла Сеньятура в Ватикане, выполненные Рафаэлем. Наиболее знаменитая из них - «Афинская школа», на которой изображены древнегреческие философы. Функциональное назначение монументально-прикладной живописи способствует её достаточно широкому распространению в нашей жизни, обеспечивая её выход далеко за пределы храмовой архитектуры. Стены современных дворцов бракосочетаний, домов культуры, вокзалов нередко украшены образцами монументальной живописи, которые согласуются с общим замыслом архитектора.
  Станковая живопись не связана с прикладным утилитарным назначением. Её произведения обладают вполне самостоятельной художественной ценностью и завершенностью. Как правило, когда говорят о живописи, подразумевают зачастую именно станковую живопись - картины Боттичелли, Рафаэля, Рембрандта, Веласкеса, Репина, Сурикова, Гогена и т.д. Станковая живопись составляет основу композиций художественных музеев и прекрасно подходит для выставок. Отсутствие у этого вида искусства чисто утилитарного назначения делает его воплощением самого духа подлинного творчества.
  Особый интерес представляет иконопись - церковно-храмовая живопись, имеющая культовое предназначение и изображающая сакральную реальность, сцены из Священного Писания и события Священного Предания. Иконы являются необходимым элементом убранства православного храма. В иконописи огромное значение играет христианский символизм, формирование которого началось уже на ранних этапах становления и развития христианства. Когда первые поколения христиан подвергались гонениям, они начали кодировать образ Христа, изображая его на стенах катакомб в виде юноши-пастыря с ягненком на плечах (символ спасения Христом человеческих душ) и рыбы (древнегреческое слово «рыба» является аббревиатурой для выражения «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»). Постепенно символика существенно расширялась: античные изображения крылатого Эроса трансформировались в изображения ангелов, образ Психеи - в изображение души и т.п. Обратная перспектива, в которой находящиеся дальше объекты кажутся больше по размеру, чем те, что находятся ближе, выражает духовный, сакральный, отличный от видимого мир. Обширна символика цвета в иконописи: белый - святость, красный - героизм и подвижничество, золотой - божественная бесконечность и т.д. Как писал П.Флоренский, «иконопись есть закрепление небесных образов, оплотнение на доске дымящегося окрест престола живого облика свидетелей. Иконы вещественно намечают эти пронизанные знаменательностью лики, эти сверхчувственные идеи и делают видения доступными, почти общедоступными». На VII Никейском Вселенском соборе в 787 г. было вынесено определение, в соответствии с которым следовало почитать иконописные изображения Иисуса Христа. Однако вскоре широкое распространение получила практика почитания икон Богоматери и святых. В русском православном храме ведущую роль играет иконостас, составляющий алтарную стену. Центральное место иконостаса занимает Деисусный чин. В центре Деисусного чина изображен Иисус Христос, справа от него - Богоматерь, слева - Иоанн Креститель, обращенные к Христу и молитвенно простирающие к нему руки. Далее от этого триптиха помещаются изображения архангелов, апостолов и святых. Россия была богата мастерами-иконописцами, но имена большинства из них история не сохранила. Тем не менее, нам известны наиболее яркие из них - Феофан Грек (1340-1410), Андрей Рублев (ок. 1360-1430), Дионисий (ок. 1440 - ок. 1550), Симон Ушаков (1626-1686). Их работы выражают потрясающую глубину человеческой духовности, проникнутой всепоглощающей любовью и благоговением перед Богом, неизбывным смирением, отрешением от суетности чувственного мира.
  Графика представляет собой вид искусства, в котором основным выразительным средством является рисунок. Основную нагрузку в ней несут контурная линия, штрих и пятно, а цвет выполняет второстепенную роль. Этим графика отличается от живописи, в которой значение цвета гораздо важнее. В зависимости от назначения принято разделять графику на станковую, книжную, плакатную и др. Перенос в графике основного акцента с цвета на рисунок создает широкие возможности для тиражирования и репродуцирования графических произведений искусства, поскольку это практически не ведет к ухудшению их изобразительных свойств. Мировую известность приобрели гравюры А.Дюрера, Ж.Косбеля, Г.Доре.
  Однако между живописью и графикой есть общность - и та и другая создают плоскостное изображение объектов. И эта общность отличает их обе от скульптуры, в которой происходит создание объемного произведения. Предметом изображения в скульптуре могут становиться самые разные объекты - человек, животные, природа, бытовые сцены и т.п. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура (или статуя) и рельеф, то есть скульптурное изображение на плоскости, в свою очередь разделяющееся на горельеф и барельеф. Аналогично живописи и в зависимости от назначения скульптуру принято подразделять на монументальную, монументально-декоративную, станковую, скульптуру малых форм. Основной формой в монументальной скульптуре является памятник, представляющий собой крупномасштабное произведение и предназначенный для размещения в открытом пространстве - на улицах, площадях, в скверах и т.д. Памятник, как правило, должен гармонировать с окружающим пространством, учитывать особенности его ландшафта, архитектуры, истории. Монументально-декоративная скульптура имеет определенное прикладное и декоративное значение, будучи связанной с особенностями архитектурного объекта, внешнему или внутреннему украшению которого призвана служить. Произведения станковой скульптуры, как и станковой живописи, являются вполне самостоятельными произведениями. Они могут использоваться в интерьере, но не имеют с ним жесткой композиционной связи. Скульптура малых форм - один из наиболее древних видов искусства. Она чрезвычайно разнообразна, включая в себя обширный пласт человеческого творчества с древнейших времен до наших дней. Здесь и изображения «первобытных Венер», и фигурки языческих идолов, и японские нэцкэ, и резьба на драгоценных камнях или кости и многое другое. Известный российский художник А.П.Васильев писал о потрясающих возможностях скульптуры в преобразовании действительности и создании самобытных художественных образов: «По удивительным законам живет скульптура! Из множества факторов действительности она берет, пожалуй, только форму. Размер человеческой фигуры нарушается чудовищно - от маленькой настольной статуэтки до гигантских скульптур в десятки метров. С правдоподобным цветом натуры скульптор обращается произвольно. То создает Венеру гораздо больше натуральной величины и всю из белого камня. И волосы белые, хотя она не старуха. Спиной к фасаду Малого театра на черном мраморном пьедестале в огромном кресле черно-зеленого цвета сидит без головного убора зимой и летом много больше натуральной величины и тоже черно-зеленого цвета великий русский драматург А.Н.Островский. Его засыпает снегом, заливает дождем, воробьи и голуби любят посиживать у него на голове, но он не замечает этого, он память о своем величии, он Искусство».
  Временные виды искусства - литература и музыка - занимают важное место в системе современногохудожественного творчества. Литература была не первым видом искусства, освоенным человечеством, и появилась позднее изобразительных искусств, хореографии, музыки, но её влияние на культурную жизнь и на другие сферы творчества огромно. Сегодня литература - вид искусства, который включает произведения письменности, отвечающие художественным критериям и обладающие эстетической значимостью. Её своеобразие заключается в материале - слове, объективированном в письменно оформленных буквах и их сочетаниях, образующих смысловые структуры и требующих понимания. Слово как выразительное средство литературы открывает широкие возможности отражения действительности. На язык литературы возможно «перевести» художественные образы других искусств, описав в литературном произведении танец, картину, театральное действие, архитектуру, песню (танец Наташи Ростовой, описанный Л.Н.Толстым в «Войне и мире», описание собора Парижской богоматери в одноименном романе В.Гюго, сравнение образов Иисуса Христа работы европейских мастеров с русской иконой в рассказе Н.С.Лескова «На краю света» и др.). Обратимся к рассказу Н.С.Лескова «На краю света», в котором архиерей показывает своим гостям альбом с собранными в нем репродукциями картин известных мастеров на религиозные сюжеты:
  « -...Опять великий мастер. Христа целует здесь Иуда. Как кажется вам здесь господень лик? Какая сдержанность и доброта! Не правда ли? Прекрасное изображение!
  - Прекрасный лик!
  - Однако не слишком ли много здесь усилия сдерживаться? Смотрите: левая щека, мне кажется, дрожит, и на устах как бы гадливость.
  - Конечно, это есть, владыко.
  - О да; да ведь Иуда её уж, разумеется, и стоил; и раб и льстец - он очень мог её вызвать у всякого... только, впрочем, не у Христа, который ничем не брезговал, а всех жалел... Вот вновь Христос, и тоже кисть великая писала - Тициан: перед господом стоит коварный фарисей с динарием. Смотрите-ка, какой лукавый старец, но Христос... Христос... Ох, я боюсь! Смотрите: нет ли тут презрения на его лице?
  - Оно и быть могло, владыко!- Могло, не спорю: старец гадок; но я, молясь, таким себе не мыслю господа и думаю, что это неудобно? Не правда ли?»
  Слово позволяет воссоздавать разнообразные события, выражать характеры, чувства и помыслы человека, передавать сложные духовные состояния и работу ума, то есть все то, что далеко не всегда возможно передать средствами скульптуры, живописи, музыки. Эта способность литературы ставит талантливых писателей и поэтов вровень с великими мыслителями - философами, психологами, социологами. Однако, в отличие от ученых, литераторы наделены большей степенью творческой свободы, правом на фантазию и вымысел. Мир литературы - это неповторимый художественный мир, который сотворен писателем.
  Исторически литература имела своим основанием устную народную словесность, которая была коллективной и безымянной. Сказания, былины, легенды, мифы из поколения в поколение передавались изустно. В них отражался нравственный, религиозный, познавательный опыт человечества, от века к веку совершенствовалась их выразительная форма, новые черты обретали герои и события. Произведения устного народного творчества постепенно трансформировались в синкретичные памятники эпического и сакрального характера, в которых нашло выражение эстетическое начало человеческой жизни. С появлением письменности литература стала обретать более строгие формы, многие памятники народной словесности были записаны. Так, например «Веды» - древнейший индийский литературный памятник начал складываться еще в третьем тысячелетии до н.э., а записан был намного позднее на языке ариев - ведийском санскрите. Первым европейским литератором был древнегреческий поэт Гесиод, чьи произведения («Труды и дни», «Теогония») являются уже продуктами индивидуального творчества, а сам он - вполне реальной исторической личностью. В античности начали складываться различные виды словесного творчества и формироваться жанры литературы (эпос, драма, лирика и т.д.).
  Современные литературные произведения классифицируют в зависимости от типа, рода и жанра. Типами литературы являются поэзия или проза, родами - эпос, лирика, драма. Жанры выделяются с учетом родовых отличий: эпические жанры - роман, повесть, новелла, рассказ и др., лирические жанры - гимн, ода, баллада, элегия и др., драматические жанры - трагедия, комедия, трагикомедия и др.
  Однако в искусствоведении и истории искусства нередко применяют и другие типологизации, обусловленные социальными, национальными и государственными особенностями литературного творчества. В частности, вся совокупность литературных произведений, созданных одним народом на национальном языке и в пределах государственных (национальных) границ, называется национальной литературой. Так, например, возможно говорить о французской, испанской или русской литературе. Национальные литературы с их особенностями и в динамике своего развития входят составными элементами во всемирную литературу как общечеловеческое художественно-эстетическое достояние.
  Музыка - это вид искусства, посредством звуков создающий обобщенные художественные образы различных состояний и событий действительности, а также внутренних переживаний человека. Г лавным выразительным средством в музыке является звук, создающий художественный образ с использованием ритма, тембра, мелодико-интонационного строя, гармонии. Звук имеет свою особенность, поскольку его возможно разложить всего на семь первичных элементов, «атомов» музыки. Язык музыки состоит всего из семи нот, из которых при помощи различных композиционных техник возможно создать необозримое музыкальное разнообразие.
  Значение музыки в системе искусства определено ее способностью оказывать столь огромное эмоциональное воздействие на слушателя, какое не в состоянии вызвать никакое другое искусство. Кроме того, важнейшим свойством музыки является отсутствие жесткой смысловой конкретности, в силу чего она активно стимулирует фантазию и воображение воспринимающего субъекта. Многие исследователи (Ю.М.Лотман, В.В.Медушевский, Н.И.Киященко и др.) склоняются к мысли, что первым видом искусства, который освоили люди, была именно музыка. Для освоения других искусств человеку был необходим немалый опыт - способность использовать глину различных цветов, соки растений, заостренные камни, достаточно высокий уровень развития пластических способностей человеческого тела, техника поз и др. «Звучащий же природный мир, разнообразный и интонированный, сопровождал его все время бодрствования. К нему он привыкал с раннего детства и до конца жизни. Это был звуковой фон его жизни. Не потому ли, например, все лесные жители современности с детства до тонкостей ориентируются и безошибочно разбираются в языках природы. Мы имеем все основания полагать, что первобытный человек научился подражать различным звукам и крикам животных и птиц, чтобы привлекать и завлекать их в западни, в элементарные силки, в заросли растений и т.п. .человек стал разделять и различать, а вернее, разлагать голоса и звуки на мельчайшие элементы, чтобы, комбинируя их в дальнейшем, развить свой слух, свои интонационные и мелодические способности до способности комбинировать звуки по своему желанию».
  Уже архаические культуры осознали, что жизнь мира не безмолвна, а озвучена, что онтологические структуры мира способны нести акустическую информацию, свидетельствующую о ритмике бытия. Вспомним здесь строки из «Фауста» Гёте, в которых выражено восхищение перед гармоничным созвучием Вселенной и могуществом его создателя:
  Когда всё сущее, меняясь каждый час,
  В нестройный, резкий хор сливается вкруг нас,
  Кто звуки мерные в порядок размещает,
  Чьей речи верный ритм живителен и тверд?
  Кто единичное искусство обобщает,
  Объединяя все в торжественный аккорд?
  Как и литература, музыка первоначально существовала в форме народного творчества, в котором сочинители выступали одновременно и исполнителями своих произведений. Музыкальные произведения составляли необходимый элемент религиозно­обрядовых действий. Только с появлением нотной записи и профессионального музыкального творчества музыка стала фиксироваться и сохраняться. Тем не менее, особенность музыки как искусства временно ? го (динамического) обуславливает тот простой факт, что лишь записанные на бумаге ноты мертвы для слушателей до тех пор, пока они не будут объективированы в звуке, в звучащем голосе, инструменте, оркестре. Для музыки чрезвычайно важным оказывается не только авторский замысел, но и мастерство исполнителя. «И если первый из них, создав произведение, считает свою задачу выполненной, то второй, всякий раз берясь за инструмент, начинает заново переосмысливать и переживать музыкальное произведение. И творческий процесс всякий раз возобновляется и происходит на наших глазах». История музыки знает не только гениальных композиторов, но и гениальных исполнителей - Н.Паганини, В.Клиберна, Д.Ойстраха, Г.Гродберга.
  Язык музыки постоянно находится в процессе становления, продолжая порождать новые музыкальные направления. Только за последние два века возникла атональная, додекафонная, полифоническая, популярная музыка. Особо стоит остановиться на атональной музыке. Её концепция и первые произведения были созданы австрийским композитором Арнольдом Шёнбергом (1874­1951). Основу и центральный принцип атональной музыки составляет диссонанс. Фундаментом атональной музыкальной пьесы может стать произвольная последовательность двенадцати любых звуков, абсолютно не соответствующая законам композиции, гармонии, ритма. В результате этого атональная музыка исключает консонансные аккорды, не подчиняется нормативным принципам тональности, лада, основам композиционного построения. В рамках атональной музыки невозможно передать состояния просветления, духовного подъема, прилива творческих сил, она отражает лишь бессознательные импульсы, инстинкты, эмоциональную нестабильность. Как отмечает В.А.Бачинин, «музыкальный язык Шёнберга обнаружил также способность передавать обстановку внешней, надвигающейся на человека опасности, угрожающих разрушений, приближающейся гибели, наступающего хаоса и сопровождающей его тьмы». Безусловно, это далеко не первый, но и не последний эксперимент в музыкальном искусстве.Группа пространственно-временных (синтетических) искусств включает в себя как искусства, зародившиеся в глубокой древности (хореографию, театр и др.), так и молодые искусства (кинематограф, эстраду и др.).
  Хореографии относится к древнейшим пространственно­временным искусствам. Основным выразительным средством танца являются подражательные или условные движения тела, жесты, мимика, передающие эмоциональные состояния. Выдающийся балетмейстер М.Фокин писал, что «танец не должен представлять исключительно предлог для демонстрации всяких затейливых прыжков. Он призван выразить внутреннюю суть действия». Танец, вероятно, не столь древен, как музыка, но уже в первобытном обществе он выступал неотъемлемой частью культа, средством художественного воспроизве-дения трудовых процессов, объединяющим племя действом: танцем ознаменовывалось всякое важное событие - начало охоты, посвящение в воины, победа в сражении. Для появления танца помимо наблюдения за животными и стремления к подражанию их движениям человеку необходимо было овладеть пластикой собственного тела. У древнейших народов этому обучались сначала маги, предсказатели, шаманы, врачеватели, которые использовали танец в ритуальных действиях. Постепенно это искусство с разной степенью совершенства осваивали члены всего племени. Древний танец исполнялся коллективно, в нем сочетались одновременно творческое и исполнительское искусство.
  С течением времени из народного танца стало выделяться профессиональное танцевальное искусство. Первые профессиональные танцоры были уже в античности, но балет как искусство, дополняющее танец музыкой, изобразительным искусством, литературой, возник лишь в XVIII веке. Балет строится по законам театрального действия. В его основе лежит литературное произведение - либретто, важную роль играет музыка, оформительское искусство, живопись, элементы драматической игры и др. Балет - это в подлинном смысле синтетическое искусство, объединяющее труд многих мастеров. Если в других искусствах воспринимающий субъект, как правило, имеет дело с полностью готовым произведением, то в танце процесс творчества протекает непосредственно на глазах у зрителя. В России сложилась самобытная балетная школа, сформировавшаяся благодаря творчеству балерин А.Истоминой, Т.Карсавиной, А.Павловой, Г.Улановой, балетмейстеров М.Петипа, Ш.Дидло и др. Российская балетная школа до настоящего времени остается чрезвычайно влиятельной.
  Однако хореография - это не только балет. И в наше время огромными выразительными возможностями обладает народный танец, который часто выступает средством культурного общения. То, что далеко не всегда можно выразить в словах - душа народа, национальная самобытность, особенности истории - нередко становится понятным и доступным благодаря танцу. Сложный, но удивительно пластичный индийский танец, импульсивная и гордая грузинская лезгинка, зажигательный украинский гопак, изящный греческий танец сиртаки, пляски африканских племен - все это проявления древнего и вечно молодого искусства танца, который нуждается в сохранении ничуть не менее, чем шедевры Леонардо или Рафаэля.
  К синтетически искусствам относится театр, в котором художественный образ формируется в результате взаимодействия различных видов искусств - литературы, музыки, театральной живописи, хореографии и др. Специфику театра составляет игра актеров, воспроизводящих пьесу - драматургическую основу спектакля. Актеры являются своеобразным материалом, посредством которого создается театральное произведение. Через них воплощаются замыслы и драматурга и режиссера. Актерское мастерство требует особого таланта - прекрасной памяти, наблюдательности, внимания, умения анализировать жизненный опыт, пластики, выразительного голоса и многого другого. Как и в хореографии, в театре процесс творчества разворачивается непосредственно перед зрителями, именно поэтому постановки одного и того же спектакля одной и той же труппой и режиссером могут каждый раз восприниматься по-разному. В России сложились известные театральные школы и направления. К числу наиболее влиятельных относятся системы К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангова и Вс.Э.Мейерхольда. В системе Станиславского основу театрального спектакля составляет перевоплощение актера, герменевтическое вживание его в образ своего героя, проживание на сцене чужой жизни. Игра актера должна быть убедительна. В театре Станиславского был достигнут новый уровень единства литературы и драматургии. Режиссер стал полноправным соавтором писателя, а в пьесе начал особо цениться идейно-философский смысл. Это нашло выражение в поставленных Станиславским пьесах А.П.Чехова («Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и др.), А.К.Толстого («Царь Федор Иоаннович»), М.Горького («На дне»), а также в его главной книге «Работа актера над собой», опубликованной уже после смерти. К.С.Станиславский неоднократно подчеркивал, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, или оригинальными мизансценами, а идеями драматурга. Этот режиссер прекрасно осознал синтетический характер театрального искусства: «Сила театра в том, что он коллективный художник, соединяющий в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, танцоров, статистов, декораторов, электротехников, костюмеров и прочих деятелей сцены. Вместе с тем искусство театра - собирательное, и в этом также его сила. Театр пользуется одновременно творчеством всех без исключения искусств». Система Вахтангова основана на иных постулатах. Театр - это игра, и актер ни на одно мгновение не должен забывать, что он играет, сохраняя отстраненность, дистанцию от своего образа. Театральный спектакль здесь - азартное и заразительное действие. Система Мейерхольда связана с привнесением на театральную сцену духа авангардного поиска и эксперимента. Декларированная немецким режиссером Г.Фуксом в опубликованной в 1908 г. в России книге «Революция театра» необходимость «избавления от засилья литературы в театре» выразилась в понимании пьесы лишь как предлога к театральному действию. Новаторские искания Мейерхольда, стремившегося воплотить этот принцип в современном театре, получили название биомеханики. Многие спектакли этого режиссера - «Лес», «Горе уму», «33 обморока», «Пиковая дама» - получили скандальную славу и нелестную оценку современников. В спектакле «Лес» (1924 г.) действие было переведено в плоскость острой политической сатиры, а герои Островского отсортированы по шаблонам: Гурмыжская - активная эксплуататорша, Восьмибратов - кулак и жулик, Бодаев - белогвардейский майор, Милонов - священник. Все типы были изображены сатирически и гротескно. Мейерхольд ввел в спектакль множество дополнительных сцен, которых в пьесе не было - сцены расстройства желудка у Аркашки, педикюра Гурмыжской и т.п. Режиссер считал, что театр не должен бояться непристойностей, обнажая низменно физиологические мотивировки действий персонажей. В поставленном им спектакле «Ревизор» Добчинский подглядывает за раздеванием Анны Андреевны, а затем выносит из ее комнаты ночной горшок. Александр Блок, поначалу увлеченный экспериментами Мейерхольда, писал впоследствии о его постановках: «Узорные финтифлюшки вокруг пустынной души, которая и хотела бы любить, но не знает источников истинной любви, так как нет никакого центра. Претензии на пересаживание каких-то графов Гоцци на наш бедный, задумчивый, умный север, русский, - есть только бесчинство». Как бы там ни было, но театр Вс.Э.Мейерхольда - это значимое явление театрального авангарда XX века и далеко не самое шокирующее событие эстетической жизни этого столетия.
  Одним из достаточно молодых синтетических искусств является кинематограф, зародившийся в конце XIX века. Первые движущиеся изображения в лабораторных условиях были получены в 1883 г., а первые публичные киносеансы состоялись в 1895 г. Первые кинофильмы были немыми, очень короткими и изображали повседневные события (прибытие поезда на вокзал, выход рабочих с завода и т.п.), но и они оказывали сильнейшее эмоционально­эстетическое воздействие на зрителей. Современное кино очень разнообразно, включая художественные, научно-популярные, анимационные, документальные фильмы. В кинематографе объединяются выразительные средства театрального искусства, музыки, изобразительного искусства, хореографии, литературы и др. И это искусство продолжает стремительно развиваться, используя все новые технические средства для создания своих произведений.
  В рассмотренных группах и видах искусств используются различные выразительные средства и художественные приемы. Своеобразие художественной образности того или иного вида искусства обуславливает специфику искусства как формы эстетической деятельности, в которой реализуется неповторимый замысел автора, получающий воплощение в материале и вызывающий отклик у зрителя, читателя, слушателя.

 
© www.textb.net