Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2.8. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

  Немецкий философ Гегель (1770-1831), создавший развернутую систему объективного идеализма, оставил большое эстетическое наследие, в котором учтена практически вся проблематика этой сферы знания, обсуждавшаяся до него. В основу объяснения мира Гегель положил единую идеальную субстанцию - абсолютную идею, одной из стадий саморазвития которой будут все формы духовной деятельности - искусство, религия, философия. При этом все эстетические идеи Гегеля относятся к искусству, ибо природу он исключает из своего рассмотрения: дух как более высокая стадия развития идеи превосходит природу. Прекрасное в природе - это не более, чем рефлекс красоты духа. Живые формы природы изменчивы и преходящи, и только произведения искусства достаточно устойчивы. В искусстве человек запечатлевает свою внутреннюю жизнь и наслаждается реальностью самого себя: «Вещи, являющиеся продуктами природы, существуют лишь непосредственно и однажды, но человек как дух удваивает себя: существуя как предмет природы, он существует также и для себя, он созерцает себя, представляет себе себя. Этой цели он достигает посредством изменения внешних предметов, запечатлевая в них свою внутреннюю жизнь и снова находя в них свои собственные определения. Человек делает это для того, чтобы в качестве свободного субъекта лишить внешний мир его неподатливой чуждости и в предметной форме наслаждаться лишь внешней реальностью самого себя». Эстетическое отношение к объекту всегда антропоморфно: человек называет животное красивым, если в нем обнаруживает свойства и качества, созвучные человеческим (силу, храбрость, доброту, заботу о детях). Аргументировал это Гегель тем, что «из всех форм человеческая является самой высшей и истинной, потому что только в ней дух может иметь свою телесность и тем самым свое наглядное выражение».
  Прекрасное в общем виде Гегель определяет как чувственную форму истины. Чувственный материал является необходимым условием существования произведения искусства. Однако для Гегеля чувственность - это видимость, поскольку произведение искусства как целостность есть сплав чувственности и духовности. В нем чувственность одухотворяется, а духовное получает чувственную форму. К достоинствам такого понимания следует отнести рассмотрение прекрасного как предельно широкой категории. Недостатков и сложностей у этой теории также много. Достаточно указать на то, что эстетические эмоции способна вызывать не только чувственная, но и интеллектуальная деятельность, что обширные области искусства не могут быть сведены к познанию, как это предлагает сделать Гегель и т.п.
  Положительным моментом эстетической теории Гегеля является его попытка рассмотреть развитие художественной деятельности человека как глобальную историческую эволюцию искусства, которую он подразделяет на три последовательно сменяющиеся стадии - символическую, классическую, романтическую. Критерием их разделения является соотношение между художественным содержанием и его воплощением в чувственной форме. Главный источник эволюции искусства в гегелевской концепции - диалектическое взаимодействие материального и духовного начал в художественном творчестве, которое приводит к усилению духовного начала и ослаблению материально-вещественного. В символическом искусстве - искусстве Востока - содержание не нашло соответствующей формы. Для этого искусства характерна бессознательная символика. Художественный образ обладал здесь смыслом, но еще полностью не мог себя адекватно выразить. В классическом искусстве - античном - содержание и его воплощение находятся в гармоничном единстве. «Здесь искусство в такой мере достигло своего собственного понятия, здесь оно приводит идею как духовную индивидуальность в такую непосредственную и совершенную гармонию с ее телесной реальностью, что теперь впервые внешнее существование уже не сохраняет больше никакой самостоятельности по отношению к смыслу, который оно должно выражать. И наоборот, внутреннее содержание в своем образе, выработанном для созерцания, показывает лишь само себя и утвердительно соотносится в нем с собою». В классическом искусстве реально воплощается идеал, дух находит адекватную себе форму человеческого тела. Классическое искусство прекрасно в подлинном смысле слова. Однако, по мнению Гегеля, более высокой ступенью развития искусства будет та стадия, где красота перерастает свою чувственную форму и становится духовной. Классическое искусство с неизбежностью сменяется романтическим. В романтическом искусстве - от конца Средневековья до начала XIX века - содержание перерастает форму, то есть их единство распадается. Все содержание произведений искусства на этой стадии сфокусировано на выражении внутренней жизни духа, а чувственное и телесное начинает играть подчиненную роль. Таковы рассказы о страстях Господних, духовных подвигах святых, картины Страшного суда и т.п. Однако они уже никак не могут воплотиться в абсолютно прекрасную форму. Развитие романтического искусства ведет к постепенному внутреннему разложению самого материала искусства. В силу этого Гегель указывает, что современное ему время не слишком благоприятно для искусства, поскольку последнее не доставляет более того удовлетворения, которое находили в нем люди прежних эпох. Искусство постепенно исчерпывает свое содержание, становясь все более похожим на «труп в анатомическом театре». Место искусства в общественном сознании занимает религия. Гегель утверждал, что свойственная искусству чувственная форма, не позволяющая абсолютному духу адекватно выразиться в ней, делает для него необходимым возвышение на ступень религии в собственном смысле слова. С этой доктриной стадиального развития искусства связана также и гегелевская теория доминирующих видов искусства, обосновывающая превалирование на романтической стадии музыки и лирической поэзии.
  Эстетические идеи Гегеля имели существенное значение для развития европейской эстетики, обладая как неоспоримыми достоинствами, так и явными недостатками. «В эстетике Гегеля живое сочетается с мертвым. Живет идея о деятельном характере красоты, о всеобъемлющем значении этой категории для эстетики, живет исторический взгляд на искусство, на смену, расцвет и увядание его форм. Огромное множество метких характеристик художественных эпох, мастеров искусства и их произведений радует читателя. Но эстетика Гегеля, как и вся его диалектика, обращена лицом к прошлому; мыслитель, настойчиво проводивший идею о прогрессе искусства, ограничивает этот прогресс давно ушедшими временами. Нельзя сказать, чтобы Гегель не знал современного искусства. И тем не менее ничто не могло сломить глубоко укоренившееся предубеждение, порожденное всей системой взглядов: век искусства позади, наступает эпоха религии и науки». Однако вопреки всем сложностям гегелевской эстетической теории, она явилась важной вехой в истории развития мировой эстетической мысли.

 
© www.textb.net