Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


1.1. Эстетика как наука. Предмет эстетики

  Эстетика - это один из важных разделов философии, область общетеоретических знаний о том, что связано с творческим, созерцательным, художественным отношением человека к действительности, с выявлением чувственной образности, выразительности, красоты многообразных феноменов природы, человеческой жизни, искусства. Эстетика как наука изучает специфический, неутилитарный способ познавательного отношения человека к миру, основанный на понимании прекрасного.
  Слово «эстетика» происходит от древнегреческого «аisthetikos», что означает «чувственный, относящийся к чувственному восприятию». В научный оборот этот термин впервые ввел немецкий философ Александр Баумгартен (1714-1762), опубликовавший в 1735г. работу «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», в которой он определил эстетику как науку о чувственном познании. Несколько позже, в 1750-1758гг. он издал свой двухтомный трактат «Aesthetica (Эстетика)». Согласно его представлениям, человеческое познание разделялось на два уровня: низший уровень - чувственное познание, основанное на смутных представлениях, имеющее предметом прекрасное и оперирующее суждениями вкуса, высший уровень - логическое познание, основанное на отчетливых представлениях, имеющее предметом истинное и оперирующее логическими суждениями. Эстетика понималась как особая наука о чувственном познании, постигающем прекрасное, о законах создания и восприятия произведений искусства. По мнению А.Баумгартена, эстетическое знание включает в себя несколько разделов - о красоте в вещах и мышлении, о законах искусства, об эстетических знаках. Эти идеи немецкого философа положили начало философской эстетике в собственном смысле слова (нередко ее называют эксплицитной эстетикой). Александр Баумгартен во многом определил и основную проблематику классической эстетики.
  В наши дни понятие «эстетика» стало одним из крайне часто употребляемых слов не только в научном языке, но и в повседневной жизни: сегодня уместно говорить об эстетике быта, эстетике интерьера и дизайна, эстетике одежды, эстетике поведения, эстетике спектакля. Многообразие применения термина «эстетика» далеко за рамками собственно философской науки является проявлением глубины его содержания и полноты его смысла. Однако, несмотря на разнообразие смысловых значений, в которых употребляется понятие «эстетика» в бытовой речи и научной терминологии, во всех вариантах оно отражает и выражает чувственно-выразительное качество предметов повседневного обихода, явлений природы, событий общественной жизни, художественных произведений. Именно на это и обратил внимание А.Баумгартен, подчеркнувший чувственный аспект в эстетическом отношении к действительности.
  Совершенно очевидно, что люди научились выявлять принципы художественной выразительности в явлениях природы и творениях собственных рук задолго до того, как А.Баумгартен в XVIII веке ввел термин «эстетика», а последняя стала формироваться в качестве философской дисциплины. История эстетики берет начало в глубокой древности, когда начали складываться первые представления о художественной ценности объектов окружающей действительности, способных вызвать у человека чувство восхищения, бескорыстного любования, особого эмоционального подъема, когда люди задумались о единстве тех объектов, которые можно назвать красивыми и гармоничными, когда начали задаваться вопросом о сущности творчества. Традиции эстетического анализа, таким образом, имеют очень глубокие корни, восходя к первым литературным и мифологическим памятникам. Уже в древнейшие времена были предприняты первые попытки выявить, в чем сущность красоты и гармонии, установить связь формы объекта со смысловым содержанием, соотношение внешнего облика и духовного мира человека, материальных качеств и невыразимых черт художественного явления. Так, например, в «Теогонии» древнегреческого поэта Гесиода имеется миф о том, как третья жена Зевса океанида Евринома породила трех харит - богинь красоты, радости и женской прелести, а пятая жена Зевса титанида Мнемосина родила девятерых муз. Этим представлениям, конечно, еще очень далеко до развернутых эстетических идей немецких философов- классиков И.Канта (1724-1804) или Г.Гегеля (1770-1831), но даже по ним уже можно судить о роли художественного творчества и эстетического отношения к действительности в жизни древнего грека, для которого и красота, и женская прелесть, и поэтическое творчество во всем его многообразии, и танец ассоциировались с божественным началом. Не менее показателен и миф о Пандоре - созданной богами женщине, наделенной внешней красотой, но имевшей низменную, «лживую» душу. Именно Пандора в силу своего любопытства выпускает в мир беды и несчастья, отравляющие жизнь человека. В таких мифологических образцах легко обнаружить постановку эстетических вопросов о соотношении внешней красоты человека и его внутреннего духовного мира, о взаимосвязи прекрасного и нравственного. Уместно вспомнить в этой связи и известный афоризм из «Книги притч Соломона», сборника изречений третьего и последнего царя древнего Израиля, царствовавшего в 961­922гг. до н.э.: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Бога, достойна хвалы». Так в глубине веков зарождались темы, которые впоследствии составят смысловую канву эстетического анализа.
  История эстетической мысли оказывается гораздо более длительной и насыщенной, нежели история собственно эстетики как научной дисциплины. Первую из них нередко именуют имплицитной эстетикой, подчеркивая включенность основных эстетических идей в иные сферы и виды деятельности человека - мифологические или религиозные представления, фольклор, литературное и художественное творчество, этические системы. Вторую - собственно эстетику как науку, ведущую свое начало, как уже упоминалось выше, от идей А.Баумгартена, - называют эксплицитной эстетикой, акцентируя ее выделение в относительно самостоятельную философскую дисциплину. История этих способов бытия эстетической мысли еще будет рассмотрена ниже, поскольку без ее знания вряд ли удастся понять сущность сложнейших эстетических категорий и понятий, нынешний смысл которых выкристаллизовался в процессе многовекового развития человеческих идей.
  Если же говорить об эстетике именно как о науке в том ее виде, в каком она существует сегодня, следует выяснить, что является ее предметом. Предмет науки - это та сфера действительности, изучением которой данная наука занимается. Выявление и ясное понимание предмета науки позволяет точно ответить на вопрос, что эта наука изучает, какие объекты и явления входят в сферу ее непосредственного интереса. Это необходимое условие самоидентификации любого научного знания. Однако в отношении эстетики определить предмет оказывается далеко не просто по целому ряду объективных причин, важнейшая среди которых - принадлежность эстетики к дисциплинам философским. В силу этого до настоящего времени предмет эстетического исследования нередко определяют тавтологически, утверждая, что эстетика изучает «эстетическое отношение человека к действительности», «эстетические ценности», «эстетическое вообще» и т.д. Подобные определения вряд ли способны дать сколько-нибудь ясное понимание предмета этой науки и того, чем предстоит заниматься в рамках соответствующего учебного курса.
  Думается, несколько прояснить вопрос о предмете эстетики способно более общее осознание предмета философии, относительно самостоятельным разделом которой и является эстетика. Вспомним здесь, что предмет философии - это не одна какая-либо сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла, взятое с точки зрения всеобщности. Философия стремится исследовать как единое целое то, что естественные науки разделили на отдельные части, исследование которых осуществляется различными, зачастую недостаточно связанными между собой научными дисциплинами. Философия рассматривает мир как целостность, тогда как физика, химия, астрономия или биология исследуют лишь его отдельные аспекты.
  Аналогичным образом и эстетика изучает не какие-либо специфические объекты, а всю действительность во всей полноте ее чувственного содержания и художественной выразительности. Эстетика, равно как и философия в целом, есть наука о всеобщем, нацеленная на выявление самых общих закономерностей художественного отношения человека к действительности, таких закономерностей, которые проявляются в любой сфере эстетических отношений - и в поэтическом творчестве, и в любовании естественным ландшафтом, и в созерцании античной скульптуры, и в дизайне помещения. Эстетика, таким образом, нацелена на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира - искусства, природы, не связанных с искусством форм художественной деятельности (промышленного дизайна, прикладного творчества, моды), общественных явлений. В данной всеобщности состоит отличие эстетики от связанных с ней специальных искусствоведческих дисциплин - литературоведения, музыковедения, истории искусств, для которых более важным является установление конкретных черт художественного стиля различных эпох или авторов, специфики композиционного строя отдельных произведений, особенностей авторской манеры. Эстетика, стремясь к выявлению универсальных закономерностей и принадлежа к философскому знанию, от подобных частностей абстрагируется, отвлекается. Она устанавливает всеобщие законы художественного творчества, восприятия произведений искусства, функционирования эстетического сознания, определяет специфику видов искусств, художественных жанров и стилей. В рамках эстетики устанавливаются важнейшие стержневые принципы чувственно­созерцательного отношения человека к миру и самому себе, выявляются базовые элементы творческой деятельности и бытия произведений искусства. Ориентируясь на общее, эстетический анализ отвлекается от частного, конкретного, индивидуального, специфического, а его результаты выражаются в предельно общих эстетических категориях и понятиях (эстетическое, прекрасное, трагическое, комическое, изящное, живописное и т.д.). Так, например, в творчестве Франсуа Рабле или Федора Достоевского для эстетического исследования будет важно выявить то общее, что их объединяет, что характеризует универсальные принципы литературного творчества, тогда как для анализа искусствоведческого будет интересно скорее все то, что их отличает, специфицирует - особенности языка, неповторимость авторской манеры, принадлежность к соответствующему направлению. Таким образом, эстетический анализ в этом смысле есть анализ укрупненный, отвлекающийся от частностей. Искусствоведческий же анализ более близок конкретному, детальному исследованию. Как отмечал в этой связи отечественный исследователь О.А.Кривцун, «эстетический анализ любых художественных форм выступает как макроанализ (изучение в большой пространственной и временной перспективе), в то время как специальное искусствоведческое исследование есть преимущественно микроанализ (изучение «под увеличительным стеклом»)». Тем не менее, сравнивая эстетику с искусствоведением, следует иметь ввиду, что границы между ними достаточно подвижны, ведь в ходе искусствоведческого анализа исследователь часто возвышается до более общих эстетических обобщений, выявляя общие характеристики художественных стилей, принципы музыкального творчества в целом, специфику жанров искусства. В равной мере и выводы эстетики обретают конкретность на основе обращения к творчеству отдельных авторов, анализа художественной практики различных эпох, исследования творческого процесса мастеров искусства, тесно соприкасаясь тем самым с искусствоведением.
  Есть у предмета эстетики еще одна особенность: для его выделения существенна не объектная специфика, а тот аспект рассмотрения, который способен практически любые объекты и явления превращать в предмет эстетического анализа. Этим аспектом выступает художественное отношение человека к действительности, выявление в последней чувственной образности, выразительности, красоты. Нередко говорят более просто: предмет эстетики определяется точкой зрения прекрасного, ибо там, где она есть, имеет место и объект эстетического анализа.
  Крайне важно понять, что предмет эстетики это не какая-то особая выделенная сфера или область действительности, а вся действительность в целом, только рассмотренная под определенным углом зрения, в определенном аспекте. Эстетическое определяется чувством и пониманием прекрасного. Иными словами, всё, что рассматривается художественно, творчески, с точки зрения прекрасного, а также сама художественная деятельность человека включаются в предмет философской науки эстетики. И вовсе не следует думать, будто бы эстетика имеет дело только с объектами «высокими» - вдохновенными поэтическими строками, шедеврами живописи, готическими соборами или образцами китайской каллиграфии. Когда мы выбираем одежду или мебель, покупаем тетрадь или перьевую ручку, обращая внимание не только на их утилитарные свойства, но и на их форму, цвет, стиль, то есть на всё, что делает предмет выразительным и красивым, имеет место эстетическое отношение к действительности, способное стать объектом анализа в рамках эстетики. Всегда, когда человеческое восприятие действительности опирается на художественный принцип, когда оно нацелено на выявление выразительной формы, возникает эстетическое отношение к миру. Вспомним здесь замечательные произведения великого датского сказочника Г.Х.Андерсена, умевшего, как никто другой, видеть и ценить красоту простых, незамысловатых предметов, наделять их характерами и судьбами, наполнять жизнью. Вот чайник: «Чайник был-таки горденек; он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и широкой ручкою - всем. У него была приставка и спереди и сзади; спереди - носик, сзади - ручка; об этом-то он и говорил. О том же, что крышка у него была разбита и склеена, - молчал. Это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, - это и другие сделают. Чашки, сливочник, сахарница, словом - весь чайный прибор, конечно, больше помнили и охотнее говорили о недостатке чайника, нежели о его прекрасной ручке и о великолепном носике. Чайник знал это». А вот серебряная монетка: «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки, чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела: - Ура! Теперь пойду гулять по белу свету! - И пошла. Ребенок крепко сжимал её в своем тёпленьком кулачке, скряга тискал холодными, липкими пальцами, люди постарше вертели и поворачивали в руках много раз, а молодёжь живо ставила ребром и катила дальше. Монетка была серебряная, меди в ней было очень мало, и вот она уже целый год гуляла по белу свету, то есть по той стране, где была отчеканена». Примеры такого вполне эстетического отношения к окружающим нас вещам мы нередко можем встретить в нашей обыденной жизни.
  Художественная деятельность человека и творческое, неутилитарное отношение его к действительности, являющиеся предметом эстетики, включают в себя искусство, но не сводятся только лишь к нему. Сфера эстетической деятельности гораздо шире и многограннее, чем сфера искусства. Действительно, если оглянуться вокруг, то можно легко обнаружить непосредственно не связанные с искусством эстетические отношения в повседневной жизни, в простых бытовых действиях - в выборе вещей, оформлении квартиры, выращивании комнатных цветов, в любовании природными явлениями и ландшафтом. Давно известно, что для того, чтобы относиться к миру эстетически, не обязательно быть художником, поэтом или музыкантом, нужно просто понимать и ценить чувственную выразительность и красоту окружающей действительности. Этот аспект эстетических отношений в повседневности умел прекрасно подчеркнуть А.П.Чехов, герои которого, не будучи людьми творческих профессий, не только видят красоту мира, но и возвышают голос в её защиту, как, к примеру, делает это врач Михаил Львович Астров в пьесе «Дядя Ваня»:
  «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо... Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится всё беднее и безобразнее».
  В предмет эстетики входят также такие виды эстетической активности, которые трудно причислить непосредственно к искусству или только лишь к искусству - деятельность инженера-конструктора, моделирующего не только полезную, но ещё и красивую вещь, шахматиста, ищущего красивое решение шахматной головоломки, садовода, создающего парковый ансамбль. Относится к эстетической деятельности и чувство математика, ищущего красивое доказательство теоремы или созерцающего фракталы. Французский математик Жак Адамар так писал об эстетических чувствах, возникающих в процессе научной работы:
  «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с разумом, но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, гармонии чисел и форм геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину здесь налицо чувство».Изучает эстетика и необъективи-рованные, неопредмеченные формы эстетической деятельности - вкусы, эстетические эмоции, представления и т.п., которые также возникают не только по поводу произведений искусства. Именно поэтому считать эстетику наукой только о раскрытии сущности и эстетико-художественных свойств искусства не стоит. Как отмечал в связи с этим профессор Н.И.Киященко, если эстетика займет когда-нибудь позицию изучения лишь искусства, «она оставит вне сферы своего влияния практически все виды человеческой деятельности, кроме художественной, которой профессионально и даже самодеятельно занимается лишь небольшая часть человечества. ...Ведь сегодня со всей очевидностью доказано, что в человеческом мире среди насчитывающихся около 45 тыс. профессий и специальностей нет ни одной такой, которая бы не требовала от специалиста и профессионала творческого отношения к делу».
  Безусловно, искусство занимает важнейшее место в предмете эстетики, выступает центральным объектом изучения, в силу чего данную науку часто отождествляют с философией искусства. Происходит это вследствие особой значимости искусства как концентрации, кристаллизации эстетической деятельности, её квинтэссенции. Искусство являет собой специальную деятельность, имеющую своей целью создание и выражение эстетического (прекрасного, возвышенного, гармоничного, изящного). Это активный процесс порождения, творения художественных образов, в котором получает объективацию эстетическое сознание. В искусстве эстетическое не просто сопутствует деятельности человека, но является её целью и результатом.
  Пронизанность всего бытия человека эстетическими отношениями, связанная с этим широта и многоплановость предмета эстетики определяют междисциплинарный характер этой сферы знания. Прежде всего, необходимо отметить, что она тесно взаимодействует с такими важными разделами философского знания как аксиология (эстетические ценности являются одними из важнейших ценностей человеческого бытия), гносеология (решение многих эстетических вопросов, связанных с восприятием и пониманием художественного произведения, основано на общих гносеологических закономерностях), социальная философия (эстетическое отношение человека к окружающей действительности характерно для него в силу его социальности, вследствие чего многие вопросы эстетики, к примеру, вопрос о роли искусства в жизни человека, взаимосвязаны с вопросами социально-философскими), этика (нравственное и прекрасное неразрывно связывались мыслителями от античности до наших дней, ведь считать прекрасным человека безнравственного вряд ли возможно), онтология (например, проблемы взаимодействия содержания и художественной формы в произведении искусства, замысла и материальных средств его воплощения, непосредственно связаны с такими онтологическими вопросами, как формы бытия, соотношение материи и сознания, идеальное и др.). Теснейшим образом связана эстетика с психологией, на выводах которой базируются теория эстетического чувственно-эмоционального восприятия, структуры эстетического сознания, трагического катарсиса и др.; с историей, без знания которой просто невозможно говорить, например, о чередовании художественных эпох и их зависимости от социально - экономического развития; с культурологией, помогающей проследить этапы культурной деятельности человечества и т.д.
  Однако, в силу того, что искусство является ядром предмета исследования в рамках эстетики, последняя оказывается наиболее тесно связанной с искусствоведением, на основе данных которого делаются общие выводы о сущности искусства в целом и его роли в человеческой жизни, о тенденциях и закономерностях творческого процесса, о специфике художественного восприятия. Будучи наукой достаточно абстрактной, эстетика впитывает и перерабатывает достижения искусствоведения, опираясь на них, восходит к выводам более высокой общности. В этом и состоит сложность освоения эстетики: в ней необходимо соединяются, с одной стороны, философская логическая конструкция, обобщения высокой степени абстрактности, универсальные законы, а с другой, - понимание реальной динамики художественной жизни, тонкостей творческого процесса, эмпирических знаний о культурных эпохах и художественных стилях. Эстетические закономерности получают конкретность и обоснование на основе тонкого анализа творческого процесса великих мастеров, исследования художественных шедевров, осмысления культурной практики различных народов и эпох.

Назад
 
© www.textb.net