Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2.8. Школа культуры

  Школа культуры — формирование стратегии как коллективный процесс.
  Культура есть зеркальное отражение власти. Власть "берет в руки" объект, называемый организацией, и дробит его на части; культура же связывает совокупность индивидов в единую сущность под названием организация. Власть в первую очередь интересует собственная выгода, культуру — всеобщая польза.
  Поэтому, если школа власти сосредоточена на влиянии внутренней политики на продвижение стратегических изменений, то школа культуры концентрируется на поддержании стабильности организации и реже — на активном сопротивлении стратегическим переменам.
  Школа культуры получила развитие в 80-х годах благодаря успехам японских корпораций, действовавших совершенно иначе, чем принято менеджментом в США и, тем не менее, успешно копировавшим американские достижения.
  Культуру составляют интерпретации мира, человеческая деятельность. Эти интерпретации представлены в коллективном сознании этносов, племен, коллективов.
  Организационная культура ассоциируется с коллективным познанием, мнением организации, общими убеждениями, которые отражаются в традициях и привычках и более осязаемы в продуктах, символах. Культура организации представляет "социальную ткань", которая, подобно тканям человека, прикрепляет кости организационной структуры к мышцам организационных процессов.
  Описание сильной культуры организации, ценностей, разделяемых всеми ее членами, твердых убеждений, отличающих данную компанию от других, входит в понятие "идеология".
  Уровни культуры в обществе, отрасли и организации взаимно влияют друг на друга. Поэтому в разных странах существует специфическая реакция компаний на изменения в окружении.
  Посылки школы культуры:
  — формирование стратегии — это процесс социального взаимодействия, основанного на общих для членов организации убеждениях и понимании;
  — верования индивида есть результат процессов приобщения к определенной культуре, усиливаемых формальным воспитанием, дисциплинарной средой;
  — члены организации способны лишь отчасти охарактеризовать убеждения, на которых основана их культура, их источники могут оставаться для них малопонятными;
  — как следствие, стратегия принимает форму прежде всего перспективы и только во вторую очередь — позиции, укоренившейся в коллективных устремлениях (необязательно ярко выраженных) и отраженной в моделях, защищающих глубинные ресурсы и возможности организации, образующие основу ее конкурентных преимуществ. Основной характеристикой стратегий выступает предначертанность (даже если она не вполне осознана);
  — культура и особенно идеология содействуют, скорее, не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии; в лучшем случае они допускают корректировки в рамках общей стратегической перспективы организации.
  Связи между понятиями "культура" и "стратегия" могут проявляться в следующих направлениях.
  1. Стиль принятия решений. Организации с разными культурами, но действующие в одном окружении, воспринимают внешнюю среду по-своему, так как видят только то, что они хотят и готовы увидеть. Организация развивает собственную "доминирующую логику" в процессе создания стратегии, акцентируясь на одни данные и игнорируя другие.
  2. Сопротивление стратегическим изменениям. Общая приверженность некоторым взглядам способствует постоянству стратегии в поведении организации и, следовательно, препятствует изменениям стратегии. Для внедрения изменений организация должна освободиться от прежней доминирующей логики. Например, организации, входящие в объединенную деловую сеть, проводят сравнения только друг с другом, что может усыпить бдительность в отношении угрозы со стороны производителей, не входящих в деловую сеть. Для преодоления стратегической инертности организационной культуры можно использовать следующие способы:
  — введение должности "старшего менеджера без портфеля", в чьи обязанности входит ставить вопросы, выдвигать новые идеи, оспаривать укоренившиеся убеждения;
  — приглашение внешних управляющих, которые будут поднимать важные вопросы уместности культурных ценностей в изменяющихся условиях;
  — поощрение систематической ротации менеджеров, несущих новую культуру.
  Фундаментальные изменения в культуре включают в себя четыре этапа:
  — стратегическое отклонение (смещение) — период, когда расширяется разрыв между системой взглядов и характеристиками окружения;
  — "размораживание" существующей системы убеждения — период снижения финансовых показателей и осознания предкризисной ситуации. В результате в организации растут напряженность и разобщенность, происходит развал системы однородных взглядов;
  — эксперименты и переформулирование — этап разочарования в системе прежних взглядов (часто период замешательства), в результате чего может утвердиться новая стратегия, базирующаяся как на старых, так и новых идеях. Положительные результаты принятых решений укрепляют приверженность новой модели поведения;
  — стабилизация — этап постепенного усиления приверженности членов организации новой системе взглядов, доказывающей свою эффективность.
  3. Доминирующие ценности. О преуспевающих компаниях говорят, что у них доминируют такие ключевые ценности, как качество, высокий уровень обслуживания потребителей, новаторство. Эти высокие показатели — результат особой системы "из семи компонентов": стратегия, структура, система, стиль, служащие, специальные знания (опыт) и культура.
  Критика школы культуры:
  — школа выступает за постоянство в управлении, устойчивое движение намеченным курсом, подчеркивает важность традиций единодушия, которые препятствуют изменениям и способствуют застою;
  — когда культурные отличия, уникальность превращаются в самоцель, самобытность оборачивается самонадеянностью, оправданием существующего порядка.

 
© www.textb.net