Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Благотворительные организации при учреждениях культуры

  Одна из важнейших особенностей фандрейзинга российских учреждений культуры состоит в организации самостоятельных подразделений — благотворительных обществ и фондов. Целью данных благотворительных структур является привлечение средств не в бюджет учреждения культуры, а в специально созданные самостоятельные организации, что обеспечивает целый ряд преимуществ.
  Преимуществами открытия при учреждении культуры благотворительного фонда или общественной организации являются следующие аспекты.
  Во-первых, благотворительный фонд и общественная организация имеют большую свободу в выборе направлений уставной деятельности, чем учреждение культуры. Они могут более широко осуществлять предпринимательскую деятельность, а именно: производить товары и услуги, приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, учреждать и участвовать в хозяйственных обществах и др.
  Во-вторых, благотворительный фонд и общественная организация самостоятельно распоряжаются своим имуществом в отличие от учреждения, которое владеет имуществом на правах оперативного управления. Имущественная независимость создает дополнительные предпосылки для эффективного управления фондом и общественной организацией.
  В-третьих, фонд и общественная организация отличаются большим доверием со стороны физических и юридических лиц, так как последние имеют более широкие возможности контроля над движением финансовых средств. Это, в частности, следует из того, что в обязанности фонда и общественной организации входит ежегодная публикация отчетов об использовании своего имущества, что позволяет заинтересованным лицам отслеживать направления расходования средств. Учреждения культуры не имеют таких обязательств, поэтому их годовые отчеты либо вовсе не публикуются, либо публикуются не ежегодно. Таким образом, учреждения культуры отличаются более закрытым характером информации, что не всегда устраивает лиц, финансирующих организации культуры.
  Одним из самых значительных преимуществ открытия при учреждениях культуры благотворительных фондов и общественных организаций является их независимость в вопросах планирования расходов и привлечения внебюджетных средств. Особую актуальность данное преимущество приобрело в связи с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), вступившего в силу с 1 января 2000 г. Согласно ст. 42 БК РФ, собственные доходы государственных учреждений культуры рассматриваются как доходы соответствующих бюджетов и учитываются при распределении бюджетного финансирования. В результате, это приводит к тому, что государственное финансирование выделяется учреждениям культуры исходя из имеющихся у них внебюджетных средств. Это, в свою очередь, заставляет учреждения культуры привлекать внебюджетное финансирование в юридически независимые структуры, такие как благотворительные фонды и общественные организации.
  Наряду с преимуществами создания благотворительных организаций при учреждениях культуры можно выделить и ряд недостатков.
  Прежде всего, благотворительный фонд и общественная организация отвечают по собственным обязательствам всем своим имуществом в отличие от учреждения культуры. Последнее отвечает по обязательствам только в пределах имеющихся у него денежных средств, а оставшаяся ответственность возлагается на учредителя. Следовательно, фонд и общественная организация являются более рисковыми структурами, чем учреждение, что может останавливать учреждения культуры открывать подобные организации.
  Кроме того, создание благотворительного фонда или общественной организации сопряжено с усложнением процессов управления, снижением оперативности вовлечения средств в финансирование программ учреждения культуры, а также дополнительными административными расходами. Усложнение организационных процессов связано с появлением новых органов управления фондом и общественной организации: в первом случае — попечительского совета, правления фонда и исполнительной дирекцией во главе с президентом, а во втором случае — консультационного совета во главе с управляющим. Любое расходование средств фонда и общественной организации требует процедуры согласования решений со стороны учреждения культуры и данных структур.
  Благотворительный фонд и общественная организация являются разными организационно-правовыми формами благотворительных организаций и имеют существенные отличия.
  Во-первых, основное отличие состоит в том, что общественная организация основана на членстве, а фонд — на добровольных имущественных взносах. В качестве членов общественной организации могут выступать физические лица и юридические лица — только общественные объединения, тогда как в роли вкладчиков фонда — физические и все юридические лица. Необходимо обратить особое внимание на то, что законодательство других стран, например США, допускает в общественных организациях членство любых юридических лиц. В российских условиях это противоречит закону РФ «Об общественных объединениях» 1995 г., из которого, согласно ст. 1, следует, что членами общественных организаций могут быть юридические лица — только общественные объединения.
  Во-вторых, членство в общественной организации, как правило, возобновляется каждый год, хотя могут быть предусмотрены категории членства на несколько лет и пожизненно. Поступления в фонд в большинстве случаев носят разовый характер и предназначаются строго для осуществления конкретных целевых программ и проектов.
  В-третьих, размеры членских взносов общественной организации четко определены в денежном выражении и дифференцированы в зависимости от категорий членства. Фонд не ограничивает размер и характер вложений (материальные, денежные и иные взносы), но в основном занимается привлечением крупных денежных средств под реализацию целевых программ.
  В-четвертых, в ответ на членские взносы общественная организация предоставляет членам стандартные некоммерческие привилегии, такие как право участия в специальных мероприятиях, возможности бесплатного посещения учреждения культуры, информацию о новостях организации и др. Фонд предлагает в ответ на финансовый вклад различные коммерческие услуги, например, право называться спонсором или благотворителем учреждения культуры, состоять в его рекламных сообщениях и списках и др.
  Ряд авторов (Абросимова Е. А. и др.) в качестве одного из отличий благотворительной общественной организации от фонда выделяют то, что «если членство в благотворительной общественной организации носит фиксированный характер, т. е. количество членов точно определено, то число граждан и организаций, принимающих участие в деятельности благотворительного фонда нигде не фиксируется». Однако данное отличие характерно не для всех общественных организаций и фондов, функционирующих в сфере культуры, в частности, для благотворительных организаций, созданных при учреждениях культуры. Здесь число членов и вкладчиков, как правило, не ограничивается.
  В зарубежной благотворительной практике можно выделить еще одно отличие, не характерное для российского опыта. Членские взносы в общественных организациях не являются целевыми, как вклады в благотворительные фонды. Другими словами, члены не определяют направления расходования своих взносов в отличие от вкладчиков благотворительных фондов.
  Рассмотренные особенности функционирования благотворительной общественной организации и фонда свидетельствуют об их принципиальных отличиях, которые важно учитывать при выборе организационно-правовой формы деятельности благотворительной организации в сфере культуры.
  Различные формы существования благотворительных организаций при учреждениях культуры позволяют выделить шесть моделей функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры.
  1. Простая внутренняя модель. Особенностями внутренней модели является то, что общественная организация или фонд не являются самостоятельными юридическими лицами, а представляют структурные подразделения учреждения культуры. Согласно Закону РФ «Об общественных объединениях», общественная организация и фонд вправе не регистрироваться в органах юстиции и, следовательно, не приобретать прав юридического лица. Использование внутренней модели рекомендуется на начальном этапе фандрейзинга, а также при его небольших масштабах.
  Интересно отметить, что впервые внутренняя модель появилась в России еще до принятия закона «Об общественных объединениях» и была связана с Павловским музеем. При музее в 1980-е гг. действовало благотворительное общество под названием «Друзья Павловска». Однако общество представляло собой не постоянное внутреннее подразделение музея, а некую временную структуру, созданную исключительно для реализации проекта реконструкции дворцового ансамбля. По масштабам деятельности Павловское общество ничуть не уступало, а в ряде случаев и превосходило современные организации. Среди Друзей Дворца насчитывалось более двухсот пятидесяти иностранных членов.
  На сегодняшний день в России примерами внутренней модели являются Клубы Друзей Русского Музея, Третьяковской Галереи, Московского Художественного Академического Театра (МХАТа), а за рубежом — Общество Друзей Метрополитен Музея, Британского Музея и др.

Таблица 17. Модели благотворительных организаций при учреждениях культуры

Таблица 17. Модели благотворительных организаций при учреждениях культуры

Таблица 18. Индивидуальное членство Общества Друзей Третьяковской Галереи

Таблица 18. Индивидуальное членство Общества Друзей Третьяковской Галереи

Продолжение табл. 18

Продолжение табл. 18

  В большинстве случаев Общества Друзей существуют как внутренние подразделения отделов развития. Так, в Государственной Третьяковской Галерее Общество Друзей является с 1995 г. структурной единицей отдела развития.
  Целью Общества Друзей Галереи является «всемерное содействие деятельности Государственной Третьяковской Галереи в выполнении ее основных задач по хранению, собиранию и экспонированию произведений отечественного изобразительного искусства, научно-исследовательской и просветительской деятельности в области культуры и искусства».
  В Обществе Друзей Галереи разработано индивидуальное и корпоративное членство, каждое из которых насчитывает до шести уровней (начальный, серебряный, бронзовый, золотой, платиновый, бриллиантовый) в зависимости от суммы взноса.
  Начальный уровень индивидуальной системы членства требует внесения годового взноса от 100 до 249 амер. долл. Это дает право бесплатного неограниченного посещения Галереи в течении года, уведомление о проходящих выставках в музее. Более высокие уровни индивидуальной системы членства, требующие внесения годовых взносов до 5000 амер. долл. и выше, предоставляют такие дополнительные привилегии, как проведение собственных мероприятий на территории Галереи, размещение имени члена в Почетной Книге Друзей Третьяковской Галереи и в списке членов Друзей при входе в основную экспозицию.
  Для юридических лиц минимальный членский взнос в Общество Друзей галереи составляет 2000 амер. долл. и дает право руководителю компании, а также двум ее сотрудникам бесплатно в течении года посещать музей, вернисажи выставок, иные мероприятия Галереи (встречи, концерты) и ежегодный торжественный прием для членов Общества Друзей. Кроме того, компания может заказать одну бесплатную экскурсию для своих сотрудников и членов их семей. Название компании при этом помещается в течении года в список членов Общества друзей при входе в основную экспозицию.
  Самый высокий бриллиантовый уровень корпоративного членства с ежегодными взносами от 50 тыс амер. долл. дает такие эксклюзивные права, как, например, право проведения корпоративных мероприятий (конференций,

Таблица 19. Корпоративное членство Общества Друзей Третьяковской Галереи

Таблица 19. Корпоративное членство Общества Друзей Третьяковской Галереи

Продолжение табл. 19

Продолжение табл. 19

Продолжение табл. 19

Продолжение табл. 19

презентаций и др.) на территории Галереи, а также возможности размещения названия и логотипа фирмы на пригласительных билетах, в каталогах временных выставок и других изданий музея.
  2. Сложная внутренняя модель. Сложная внутренняя модель представляет собой функционирование нескольких общественных объединений, действующих как структурные подразделения учреждения культуры.
  Так, в Государственном Эрмитаже функционируют два общественных объединения — это Клуб Друзей Эрмитажа, являющийся структурной единицей отдела развития, и Студенческий клуб «Эрмитаж», подчиняющийся начальнику научно-просветительского отдела.
  Студенческий Клуб представляет собой неформальное общественное объединение студенческой молодежи и ведет многоплановую и разнообразную деятельность, включающую образовательные и культурные программы, обучение волонтеров, подготовку и проведение различного рода акций, в том числе PR-мероприятия и FR-кампании. Целями Студенческого Клуба являются приобщение молодежи к художественным ценностям, формирование интеллектуальной, образованной и динамичной среды петербургского студенчества, подготовка потенциальных помощников музея.
  Членами Студенческого Клуба могут быть учащиеся любого высшего учебного заведения Санкт-Петербурга. Членство в Студенческом Клубе ограничено трехлетним сроком в период обучения студента в ВУЗе. Прием в Клуб — ежегодный по результатам собеседования.
  Член Студенческого Клуба получает членский билет, который дает право бесплатного посещения музея и проводимых мероприятий. По завершении трехлетнего курса член Студенческого Клуба получает специальное свидетельство Эрмитажа.
  В другое общественное объединение Эрмитажа — Клуб Друзей, объединяющий такие крупные коммерческие компании, как Кока Кола, Самсунг Электронике, ИБМ, БалтОНЭКСИМ Банк, ИНГОССТРАХ и др., может вступить как физическое, так и юридическое лицо. Для физических лиц существуют четыре категории членства. Каждый человек, внесший 50, 75, 100, 300 амер. долл. и выше, вправе считаться индивидуальным, семейным, привилегированным членом или членом-учредителем Клуба Друзей Эрмитажа. Для юридических лиц разработано большее число категорий членства, которые значительно отличаются по суммам — от 2000 до 99999 амер. долл. и выше. Предприятия и организации могут стать простыми и привилегированными корпоративными членами, рядовыми и официальными корпоративными спонсорами или покровителями Эрмитажа.
  Все взносы в Клуб Друзей носят целевой характер. Другими словами, сам вкладчик определяет направления расходования средств, например, нареставрацию экспонатов, реконструкцию зданий и залов, научно-просветительные программы, выставочные проекты, издательскую деятельность, улучшение условий приема посетителей и т. д. Со своей стороны, музей предоставляет своим членам ряд привилегий. Так, все юридические лица получают Почетный Диплом «Коллективного Члена Клуба Друзей Эрмитажа», а для руководителей компании выдаются персональные карточки, дающие право на бесплатное посещение музея и участие в клубных мероприятий. Кроме того, названия организаций, внесших значительные благотворительные средства, включаются в список «Меценаты и спонсоры Эрмитажа» в годовом отчете музея, каталогах временных выставок, средствах массовой информации, а также заносятся на Доску Почетных Спонсоров Эрмитажа. Официальным спонсорам и покровителям музея предоставляется приоритетное право на проведение корпоративных мероприятий в залах Эрмитажа и участие руководителей компаний в Совете Клуба Друзей. Для индивидуальных членов привилегии ограничиваются получением персональной карточки, дающей право на бесплатный вход в музей, посещение выставок, концертов и клубных мероприятий, 20% скидки на сувенирную и печатную продукцию музея.
  Сложная внутренняя модель получила свое распространение и в провинциальных учреждениях культуры. Так при Свердловской государственной академической филармонии создано несколько Клубов, объединяющих людей с близкими музыкальными вкусами, и образующих так называемую Лигу Друзей Филармонии.
  Одним из таких клубов является Дамский Клуб, созданный в 1999 г. и насчитывающий на сегодняшний день более 50-ти членов. В ответ на членские взносы дамы участвуют в мероприятиях Клуба, разнообразных по тематике и интересам. Кроме того, члены Клуба принимают активное участие в привлечении благотворительных средств, в расширении числа слушателей филармонических концертов среди предпринимателей и руководителей фирм Екатеринбурга, а также в проведении благотворительных акций.
  Сложная внутренняя модель позволяет привлечь большие объемы финансирования со стороны различных целевых аудиторий и рекомендуется для расширения фандрейзинга в учреждениях культуры.
  3. Простая внешняя модель. В отличие от внутренней модели, простая внешняя модель характеризуется тем, что благотворительный фонд или общественная организация действуют как самостоятельные юридические лица и имеют уставной целью поддержку конкретного учреждения культуры. В их задачи могут входить сбор финансовых средств, организация культурно-просветительских мероприятий. Простая внешняя модель позволяет усовершенствовать фандрейзинг при реализации крупных проектов (рис. 25).

Рис. 25. Простая внешняя модель функционирования благотворительного фонда (общественной организации ) при учреждении культуры

Рис. 25. Простая внешняя модель функционирования благотворительного фонда (общественной организации ) при учреждении культуры

  Первым примером простой внешней модели в России является Фонд Развития Большого Театра, созданный в 1991 г. как самостоятельное юридическое лицо для реализации культурных и реставрационных проектов театра. Вслед за ним в 1994 г. Большой Драматический Театр им. Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге основал Благотворительный Фонд БДТ, целями которого стали создание условий долгосрочной финансовой стабильности театра; обеспечение социальной поддержки его сотрудников; оказание финансовой помощи в реализации творческих проектов театра, модернизации сценических постановочных средств и капитальном ремонте здания. За счет средств фонда проводятся постановки новых спектаклей, творческие вечера ведущих актеров, организуются гастроли, финансируется актерский курс А. Ю. Толубеева и др.
  В 1990-е гг. подобные фонды стали появляться не только в столичных учреждениях культуры, но и в провинциальных организациях культуры. Так, при Свердловской государственной академической филармонии в 1996 г. был учрежден Благотворительный фонд Уральского академического филармонического оркестра, привлекающий средства для приобретения новых музыкальных инструментов для оркестра, проведения культурных акций и концертов, поддержки музыкантов оркестра. При Самарской Филармонии в 1992 г. был создан общественно-благотворительный фонд «Симфонический оркестр» в поддержку деятельности Самарского симфонического оркестра.
  В качестве особенностей внешней модели необходимо отметить то, что создаваемые благотворительные фонды и общественные организации могут осуществлять свою деятельность как на территории страны, где расположено само учреждение культуры, так и за рубежом. В России учреждения культуры предпочитают создавать благотворительные организации в ведущих мировых странах. Объяснением подобной практики служат благоприятные условия привлечения финансирования за рубежом (высокий уровень жизни населения, развитая система пожертвований, значительные налоговые льготы для участников благотворительной деятельности и др.).
  Первый опыт создания зарубежного благотворительного общества для поддержки российского учреждения культуры принадлежит Мариинскому театру. В 1993 г. театр учредил Общество Друзей Кировской Оперы в Лондоне, целями которого стали финансовая поддержка Мариинского театра в постановке опер; организации гастролей, учебных программ и стажировок для артистов; поддержании и реставрации исторического здания театра в Санкт-Петербурге.
  Одним из основных направлений работы Общества является организация системы членства. Суммы членских взносов физических лиц дифференцируются по трем категориям: простое индивидуальное членство (75 амер. долл.), льготное для студентов и пенсионеров (45 амер. долл.) и привилегированное (золотое — 375 амер. долл.), тогда как для юридических лиц существует только одна категория корпоративного членства с суммой взноса 1500 амер. долл. Как и в Государственном Эрмитаже, членские взносы в Общество Друзей Мариинского театра являются целевыми.
  Члены направляют свои средства на постановку новых опер и балетов, реконструкцию здания Мариинского театра и др.
  В зависимости от величины взноса члены Общества имеют право на получение определенных привилегий от регулярной информации о деятельности Мариинского театра до лазерных дисков с записями лучших опер и участия в ежегодных встречах друзей с артистами театра. Кроме того, члены могут заказать лучшие билеты на все представления Мариинского театра и совершить эксклюзивные туры на основные оперные фестивали, в которых участвует Кировский театр.
  Вслед за Мариинским театром подобные зарубежные общества друзей были открыты в Эрмитаже, Третьяковской Галереи и др.
  Так, в 1994 г. Государственный Эрмитаж при поддержке правительства Нидерландов и ЮНЕСКО создал Общество Друзей Эрмитажа в Амстердаме. Основными целями Общества являются обеспечение безопасности и сохранности коллекций Государственного Эрмитажа; организация выставок, научных и образовательных программ музея и т. д. Общество Друзей, объединившее усилия частных лиц, ведущих голландских компаний и организаций культуры, участвовало в реализации проекта под названием «Новая крыша для мастеров в Эрмитаже». Проект предусматривал не только ремонт кровли зданий Эрмитажа, но и всех архитектурных деталей крыши. В результате голландские мастера провели модернизацию систем освещения музейных залов голландской живописи и частичную реконструкцию крыш Эрмитажа. В настоящее время Общество участвует в реализации проекта реставрации Петровской галереи и Висячего сада в здании Малого Эрмитажа.
  4. Сложная внешняя модель. Сложная внешняя модель характеризуется наличием разветвленной сети благотворительных фондов и общественных организаций при учреждении культуры (рис. 26). В отличие от простой внешней модели здесь имеются, по крайней мере, две независимые благотворительные организации, созданные как юридические лица в поддержку одного учреждения культуры. Они образуют своеобразную сеть, в которой может выделяться координационный центр.
  Сложная внешняя модель позволяет усовершенствовать фандрейзинг при достаточно больших масштабах привле-

Рис. 26. Сложная внешняя модель функционирования благотворительного фонда (общественной организации ) без выделения координационного центра

Рис. 26. Сложная внешняя модель функционирования благотворительного фонда (общественной организации ) без выделения координационного центра

чения финансовых средств. Она находит свое применение преимущественно в России. В ведущих мировых странах организации культуры не создают разветвленной сети обществ и фондов за рубежом, а проводят фандрейзинг силами своей организации. Данный факт объясняется тем, что управление и контроль над иностранными обществами и фондами требуют значительных административных расходов и усложняют координацию управления в организации культуры. Примером сложной внешней модели является сеть зарубежных Обществ Друзей Мариинского Театра. Сеть состоит из четырех обществ, занимающихся организацией гастролей, фестивалей театра и фандрейзингом за рубежом.
  Центральное общество, располагающееся в Лондоне, руководит деятельностью трех других организаций в Нью- Йорке, Хельсинки и Токио (см. рис. 27).
  Другим примером является опыт работы Государственного Эрмитажа. У музея имеются Благотворительные Фонды и Общества Друзей в Нидерландах (с 1996 г.), США (с 1994 г.), Канаде (с 1998 г.), Великобритании (с 2002 г.). В отличие от Мариинского театра, ни одно из зарубежных обществ и фондов Эрмитажа не является центральным и согласует свою работу напрямую с дирекцией Эрмитажа.

Рис. 27. Сложная внешняя модель функционирования Обществ Друзей Мариинского Театра (с выделением координационного центра)

Рис. 27. Сложная внешняя модель функционирования Обществ Друзей Мариинского Театра (с выделением координационного центра)

  Кроме того, иностранные общества Эрмитажа имеют большую свободу в выборе направлений деятельности, чем общества Мариинского театра. Так, Клубы Друзей Эрмитажа самостоятельно определяют формы культурно-просветительской работы и фандрейзинга, в связи с чем каждое общество выделяется своей индивидуальностью. К примеру, Американские Друзья Эрмитажа, число которых в 2002 г. достигло 4 тыс. членов, специализируются на распространении материалов по истории музея среди американских общественных организаций и библиотек, а также в организации просветительских лекций и встреч под названием «Эрмитажные четверги».
  Общество Друзей Эрмитажа в Амстердаме занимается организацией выставок, образовательных, научно-иссле- довательских программ музея на территории Нидерландов, развитием российско-голландских связей, а также сбором средств на реставрационные проекты музея.
  Деятельность другого Клуба Друзей Эрмитажа в Канаде, имеющего свои отделения в Монреале, Торонто и Оттаве, направлена преимущественно на реализацию образовательных программ для школьников в возрасте от шести до двенадцати лет, а также проведение семинаров, лекций, культурных мероприятий, показ видеосюжетов о коллекциях музея. В настоящее время Клуб Друзей ведет разработку мультимедийных школьных программ.
  Недавно созданный Клуб Друзей Эрмитажа в Лондоне специализируется на реализации научно-исследовательских проектов между музеями Великобритании и Эрмитажем. В 2003 г. Клубом Друзей был осуществлен проект стажировок научных сотрудников-хранителей Эрмитажа и музея Эшмолиан в Оксфорде.
  Благотворительные Фонды Эрмитажа за рубежом также специализируются на различных направлениях деятельности. Например, Фонд развития Эрмитажа в Лондоне занимается привлечением средств на организацию выставок Эрмитажа в Великобритании. За 2002-2003 гг. усилиями Фонда было организовано четыре временные экспозиции в выставочных залах Сомерсет Хауса в Лондоне (общей площадью 411 кв. м.) Финансирование Фонда наряду с привлеченными средствами обеспечивается за счет проданных билетов на экспозиции (1 ф. ст. с каждого проданного билета) и части выручки от реализации на выставках сувенирной продукции.
  Благотворительный Фонд Эрмитажа в Канаде осуществляет фандрейзинг в целях «сохранения коллекций музея и популяризации их для широкой публики в Канаде и во всем мире». Первым проектом Фонда общей стоимостью 700 тыс. амер. долл. стала установка специальной ультрафиолетовой защиты на 2200 окон музея. Фонд также регулярно спонсирует выставочные программы Эрмитажа в канадских музеях и выставки канадского искусства в Эрмитаже, оплачивая 50% расходов на транспортировку произведений искусства. Ежегодно Фонд выделяет три академические стипендии до 2500 амер. долл. для финансирования стажировок в Эрмитаже и музеях Канады студентов художественных ВУЗов и искусствоведов двух стран. В настоящее время Фонд занят реализацией долгосрочной FR- кампанией (на три года) на общую сумму 900 тыс. амер. долл. для финансирования проекта по автоматизации процесса составления каталога коллекций Эрмитажа.
  Фонд Эрмитажа в Амстердаме привлекает средства на общую сумму 39 млн. евро для создания филиала музея в столице Нидерландов. Благодаря деятельности Фонда, 28 февраля 2004 г. прошло открытие в центре Амстердама первых шести залов выставочного комплекса Эрмитажа под названием Неерландия, в которых пройдут временные выставки из коллеций музея. По предварительной оценке
  Эрмитажа открытый выставочный комплекс общей площадью 500 кв. м., в котором расположены также магазин и кафе, за год посетит около 40 тыс. человек. Открытие остальных залов выставочного комплекса намечено на 2007 г.
  5. Автономная модель. Автономная модель позволяет усовершенствовать фандрейзинг сразу нескольких организаций культуры, которые имеют тесные партнерские отношения. В данном случае благотворительный фонд или общественная организация функционируют автономно от какого-либо учреждения культуры, но при этом оказывают финансовую поддержку ограниченному числу организаций культуры (рис. 28).

Рис. 28. Автономная модель функционирования благотворительного фонда (общественной организации)

Рис. 28. Автономная модель функционирования благотворительного фонда (общественной организации)

  Благотворительная организация самостоятельна в принятии управленческих решений, но вынуждена принимать во внимание замечания представителей финансируемых ею учреждений культуры. Представители учреждений культуры, как правило, входят в исполнительную дирекцию фонда или консультационный совет общественной организации.
  Примером автономной модели является Международный Благотворительный Строгановский Фонд, созданный 14 февраля 1992 г. в Нью-Йорке для оказания поддержки ряду художественных музеев. В частности, финансовая помощь адресована таким отечественным музеям, как Русский Музей и Музей Театрального Искусства в Санкт-Петербурге, которые тесно сотрудничают в области выставочной деятельности, проведении образовательных программ и фестивалей. В связи с этим в исполнительную дирекцию Фонда входят директор Русского Музея и заместитель директора Музея Театрального Искусства.
  6. Независимая модель. Независимая модель отличается от автономной тем, что фонд или общественная организация, как самостоятельные юридические лица, оказывают поддержку неограниченному числу учреждений куль-

Рис. 29. Независимая модель функционирования благотворительного фонда (общественной организации)

Рис. 29. Независимая модель функционирования благотворительного фонда (общественной организации)

туры и являются полностью независимыми в принятии управленческих решений (рис. 29). Они могут финансировать деятельность учреждений культуры в определенной области, отвечающей установленным требованиям и т. д. Независимую модель рекомендуется применять с целью реализации регулярных крупных проектов, в которых задействовано большое число организаций культуры. Так, Благотворительный Фонд «Симфонический Оркестр», уставной целью которого является сохранение и преумножение традиций российской культуры, оказывает поддержку различным филармоническим коллективам Санкт-Петербурга и Москвы для участия в ежегодном Пасхальном фестивале. В частности, Российскому Национальному Оркестру, Государственному Симфоническому и Академическому Оркестрам и др.
  Выделенные модели могут также успешно сочетаться в рамках деятельности одного или нескольких учреждений культуры. В российских условиях наибольшее распространение получило сочетание внутренней и внешних моделей. Это относится к деятельности Эрмитажа, Мариинского театра, Русского музея и др.
  Российский опыт развития сложной внешней модели представляет большой интерес для различных некоммерческих организаций. Процесс организации сети зарубежных благотворительных обществ и фондов в российских учреждениях культуры можно разделить на три этапа.
  На первом этапе учреждения культуры ищут специалистов в области управления благотворительными организациями, готовых помочь им в открытии обществ и фондов. В роли таких специалистов, как правило, выступают иностранные граждане, работающие в сфере культуры. Так, в создании Общества Друзей Кировской Оперы в Лондоне принимали участие независимые английские специалисты в области фандрейзинга, которые затем и возглавили его работу. Управление и контроль над работой благотворительных организаций осуществляется с помощью назначения директора учреждения культуры президентом общества или фонда. Как президент, он определяет приоритеты политики благотворительной организации и обладает преимущественным правом голоса в Совете Директоров.
  Вторым этапом развития сложной внешней модели является открытие обществ и фондов по созданному образцу за рубежом. Так, по аналогии с Обществом Друзей Кировской Оперы в Великобритании были созданы подобные организации в Японии, Финляндии и США. Новые общества имеют те же уставные цели, суммы членских взносов, что и первое общество в Лондоне. Кроме того, английское благотворительное общество было наделено дополнительными управленческими функциями, заключающимися в разработке единой благотворительной политики для всех обществ и координации их работы.
  Третьим этапом в развитии сложной внешней модели является создание координационного центра в России. Координационный центр, как новое управленческое звено в организационной структуре учреждения культуры, специализируется в работе с зарубежными благотворительными обществами или фондами. Первый опыт создания координационного центра по работе с иностранными благотворительными организациями принадлежит Государственному Эрмитажу. В 1996 г. в музее был создан международный Клуб Друзей Эрмитажа, объединивший работу всех своих зарубежных обществ. Вслед за ним Мариинский театр открыл в 1999 г. центральный офис в Санкт-Петербурге для эффективного регулирования деятельности зарубежных благотворительных обществ. Таким образом, третий этап развития сложной внешней модели свидетельствует о более высоком уровне управления разветвленной сетью зарубежных благотворительных организаций.
  Исследование особенностей работы благотворительных организаций, созданных для поддержки учреждений культуры, позволили автору разработать проект Благотворительного Фонда Государственного Эрмитажа. Автором была поставлена задача — повысить эффективность менеджмента зарубежных благотворительных фондов музея в Канаде, Великобритании и Нидерландах.
  Благотворительный Фонд Государственного Эрмитажа как самостоятельное юридическое лицо предполагается создать в Санкт-Петербурге. Уставной целью Фонда станет сохранение, расширение и популяризация в России и за рубежом коллекций музея. Уставный капитал составит приблизительно пятьсот тысяч американских долларов и будет сформирован за счет средств спонсоров, благотворителей, международных организаций и т. д. Президентом Фонда будет назначен директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский. Попечительский Совет предполагается создать из двадцати пяти человек, в который войдут влиятельные политики, представители ЮНЕСКО и международных организаций, руководители крупнейших иностранных музеев, спонсоры и др. Деятельность Фонда позволит повысить эффективность фандрейзинга Эрмитажа как в России, так и за рубежом (см. приложение 12).
  Итак, выделенные модели свидетельствуют о широком распространении в сфере культуры благотворительных структур, призванных решать задачи как отдельного учреждения, так и целого ряда организаций. Преимущества создания благотворительных организаций при учреждениях культуры и выбор соответствующей модели дает возможность учреждениям культуры повысить эффективность организации благотворительных программ и привлечения финансирования.
  ПРОЕКТ УСТАВА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1.1. Благотворительный Фонд Государственного Эрмитажа, именуемый в дальнейшем «Фонд», является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов, преследующей общественно-полезные цели.
  1.2. Целью Фонда является: сохранение, расширение и популяризация в России и за рубежом коллекций Государственного Эрмитажа.
  1.3. Учредителями Фонда являются:
  - для физических лиц: Ф. И. О., паспорт, место жительства;
  - для юридических лиц: полное наименование, данные о месте нахождения, о государственной регистрации или ином основании правоспособности;
  1.4. Полное наименование Фонда: Благотворительный Фонд Государственного Эрмитажа; Сокращенное наименование: Фонд Эрмитажа.
  1.5. Место нахождения Фонда: г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 34.
  2. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФОНДА
  2.1. Фонд является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах.
  2.2. Фонд имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях, печать со своим наименованием.
  2.3. Учредители Фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими Фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
  2.4. Имущество, переданное Фонду его учредителями, является собственностью Фонда. Фонд осуществляет согласно действующему законодательству владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом в соответствии с целями, определенными настоящим Уставом.
  1.6. Фонд вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за границей.
  1.7. Фонд может на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации в порядке, установленном действующим законодательством.
  1.8. Фонд может участвовать в деятельности и сотрудничать в иной форме с международными, общественными и иными организациями.
  1.9. Фонд самостоятельно планирует свою деятельность, вправе привлекать для работы российских и иностранных специалистов, самостоятельно определять формы, системы, размеры и виды оплаты их труда.
  1.10. Фонд вправе совершать иные действия, предусмотренные действующим законодательством.
  3. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА
  3.1. Для достижения своих целей Фонд осуществляет следующую деятельность:
  - разрабатывает благотворительные программы в России и за рубежом;
  - привлекает добровольные пожертвования в России и за рубежом;
  - определяет систему спонсорских взносов;
  - привлекает финансирование со стороны благотворительных организаций в России и за рубежом.
  Полученный в результате осуществления этой деятельности доход является инвестиционным доходом Фонда, который направляется на цели Фонда, для достижения которых он создан.
  Если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения Фондом этого пожертвования. На оплату труда административно-управленческого персонала направляется не более 20% финансовых средств, расходуемых Фондом за финансовый год.
  3.2. Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям Фонда, ради которых он создан, и необходимую для их достижения.
  3.2.1. К предпринимательской деятельности Фонда относятся следующие виды деятельности:
  - приобретение и реализация ценных бумаг и долей участия в хозяйственных обществах;
  - размещение привлеченных денежных средств, ценных бумаг в банках, кредитных учреждениях, инвестиционных институтах и иных организациях, имеющих на это право, на основании соответствующих договоров;
  - приобретение и реализация имущественных и личных неимущественных прав.
  3.2.2. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  3.3. Прибыль, полученная Фондом в результате осуществления им предпринимательской деятельности, не распределяется между его учредителями, а направляется на цели, ради которых Фонд создан.
  4. ИМУЩЕСТВО ФОНДА
  4.1. Для достижения Фондом целей, предусмотренных настоящим Уставом, его Учредители наделяют Фонд первоначальным имуществом на общую сумму тыс. руб., передаваемым Фонду на праве собственности.
  4.2. Источниками формирования имущества Фонда также являются:
  - добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  - дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  - доходы, получаемые от собственности Фонда;
  - другие не запрещенные законом поступления.
  4.3. Финансовый год Фонда совпадает с календарным.
  4.4. Фонд ведет бухгалтерию, статистическую отчетность в установленном порядке и несет ответственность за ее достоверность.
  5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ФОНДА
  5.1. Высшим органом управления Фонда является коллегиальный орган — Правление Фонда (далее по тексту — «Правление»),
  Основной функцией Правления является обеспечение соблюдения Фондом целей, определенных настоящим Уставом.
  1.1.2. Первоначальный состав Правления формируется из числа Учредителей и (или) их представителей (по одному представителю от каждого Учредителя) сроком на три года. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся по решению самого Правления. В состав Правления не могут входить лица, являющиеся членами Исполнительной дирекции Фонда (в том числе и Президент Фонда).
  1.1.3. К компетенции Правления относится решение следующих вопросов:
  а) изменение настоящего Устава;
  б) утверждение благотворительных программ Фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  в) образование исполнительных и контрольно-ревизионных органов Фонда и досрочное прекращение их полномочий;
  г) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  д) утверждение финансового плана Фонда и внесение в него изменений;
  е) создание филиалов и открытие представительств Фонда;
  ж) создание коммерческих и некоммерческих организаций, участие Фонда в таких организациях;
  з) реорганизация Фонда.
  Вопросы, предусмотренные п. п. а) — в) и з) настоящего Устава, относятся к исключительной компетенции Правления.
  1.1.4. Заседание Правления правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины его членов.
  1.1.5. Решение заседания Правления принимается большинством голосов его членов, присутствующих на заседании.
  Решение заседания Правления по вопросам его исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством в s голосов. Каждый член Правления обладает правом одного решающего голоса.
  1.1.6. Председатель Правления и Секретарь избираются на заседании Правления сроком на один год с правом последующего переизбрания.
  Председатель Правления и Секретарь осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением заседаний Правления, хранением документации проведенных заседаний.
  1.1.7. Заседания Правления собираются Председателем Правления и проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. По письменному требованию любого члена Правления Фонда в двухнедельный срок Председателем Правления должно быть созвано внеочередное заседание Правления Фонда. В случае отсутствия Председателя Правления его обязанности в полном объеме исполняет лицо, избранное Председательствующим на данном заседании Правления.
  1.1.8. Фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Правления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе Правления.
  5.2. В промежутках между заседаниями Правления руководство текущей деятельностью Фонда осуществляет Исполнительная дирекция Фонда (сокращенно — Дирекция).
  Исполнительная дирекция является коллегиальным исполнительным органом Фонда и действует на основании Положения, утвержденного Правлением. Исполнительная дирекция состоит из Президента Фонда, его заместителя, исполнительных директоров по направлениям.
  5.2.1. Президент председательствует на заседаниях Исполнительной дирекции. Заседания Дирекции проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на заседании присутствует простое большинство от членов Исполнительной дирекции. Решения принимаются простым большинством голосов. Каждый член Дирекции имеет право одного голоса. В случае равенства голосов, голос Президента является решающим.
  5.2.2. Исполнительная дирекция руководит всей деятельностью Фонда в пределах компетенции, определенной настоящим Уставом.
  В полномочия Дирекции Фонда входит оперативное решение всех вопросов деятельности Фонда, если они не отнесены к исключительной компетенции Правления, в том числе:
  - подготовка и представление на рассмотрение и утверждение Правлением годового, квартальных, ежемесячных отчетов о деятельности Фонда, счета прибылей, убытков и результатов хозяйственной деятельности с соответствующими разъяснениями и предложениями;
  - определение внутренней структуры органов Фонда и утверждение положений о структурных подразделениях Фонда;
  - определение численности и условий оплаты труда должностных лиц и персонала Фонда, его представительств и филиалов;
  - утверждение правил внутреннего распорядка и штатного расписания Фонда;
  - назначение и отзыв руководителей представительств и филиалов Фонда;
  - утверждение размера и порядка использования средств на содержание аппарата и обеспечение деятельности Фонда;
  - другие вопросы в соответствии с настоящим Уставом и решениями Правления.
  5.3. Президент Фонда является единоличным исполнительным органом управления Фонда и возглавляет Исполнительную дирекцию Фонда. Президент назначается и освобождается от должности Правлением. Трудовые отношения с ним регулируются трудовым договором, который заключается от лица Фонда Председателем Правления. Президент подотчетен Правлению Фонда.
  5.3.1. Президент Фонда выполняет следующие функции:
  - в рамках своей компетенции без доверенности действует от имени Фонда, представляет его в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, органами власти и управления в Российской Федерации и за рубежом;
  - возглавляет Исполнительную дирекцию и является единоличным руководителем Фонда;
  - принимает на работу и увольняет персонал Фонда в соответствии с действующим законодательством;
  - распоряжается имуществом, в том числе и средствами Фонда, для материально-технического обеспечения уставной деятельности Фонда в рамках сметы и бюджета, утверждаемых Правлением;
  - в рамках своей компетенции без доверенности заключает от имени Фонда договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и иные счета, хранит печать Фонда;
  - выполняет другие функции, вытекающие из Устава Фонда. Президент предоставляет Председателю Правления и Попечительскому Совету любую информацию об оперативной деятельности Фонда по их требованию.
  5.4. Попечительский Совет осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства.
  Попечительский Совет осуществляет свою деятельность посредством проведения регулярных (не реже двух раз в год) и внеочередных проверок деятельности органов управления Фонда.
  5.4.1. Состав Попечительского Совета (далее по тексту— «Совет») формируется по одному представителю от каждого Учредителя сроком на три года. Учредитель вправе досрочно отозвать своего представителя из Совета и назначить нового.
  В состав Совета могут быть введены и иные лица, на основании единогласного решения членов Совета при кворуме s членов Совета.
  Лица, безвозмездно передавшие Фонду имущество на сумму свыше ___ М. Р. О. Т. имеют безусловное право на введение одного своего представителя в состав Совета.
  5.4.2. В состав Совета не могут входить члены Правления Фонда, должностные лица Фонда, материально ответственные лица.
  5.4.3. Попечительский Совет докладывает о результатах своей деятельности Правлению Фонда, в период между его заседаниями — Председателю Правления Фонда.
  5.4.4. Попечительский Совет принимает решения на своих заседаниях большинством в s голосов при кворуме s от избранных членов Попечительского Совета. Каждый член Совета имеет право одного голоса.
  5.4.5. Попечительский совет Фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
  5.5. Контроль за финансовой деятельностью Фонда осуществляется Ревизионной комиссией.
  5.5.1. Ревизионная комиссия назначается Правлением Фонда.
  5.5.2. Руководит деятельностью Ревизионной комиссии ее Председатель.
  6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФОНДА
  6.1. Реорганизация Фонда может происходить путем слияния, разделения, присоединения, выделения.
  6.2. Решение о реорганизации принимается Правлением Фонда или компетентным государственным органом в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  6.3. При реорганизации Фонда его права и обязанности переходят к его правопреемникам.
  6.4. Процедура реорганизации Фонда осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
  7. ЛИКВИДАЦИЯ ФОНДА
  7.1. Решение о ликвидации Фонда может быть принято судом по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован также и в случае, предусмотренном п. 2 ст. 65 ГК РФ.
  7.2. Основаниями ликвидации Фонда являются:
  а) недостаточность имущества для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  б) если цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены;
  в) уклонение Фонда в его деятельности от целей, предусмотренных Уставом;
  г) другие случаи, установленные законом.
  7.3. Процедура ликвидации Фонда осуществляется согласно действующему законодательству.
  7.4. В случае ликвидации Фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в настоящем Уставе, если иное не установлено законом.

 
© www.textb.net