Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Ресурсы сферы культуры и социальное партнерство

  В узком смысле к ресурсам деятельности в сфере культуры относятся финансы, материально-техническая база (здания, оборудование, инструменты, реквизит), информационное, организационное обеспечение и кадры. И обычно этих ресурсов не хватает. Везде и всегда. Неспроста бытует шутка: «Если работник культуры говорит, что у него имеются все необходимые ресурсы, то это не работник культуры». Отсутствие или нехватка средств, фактически, обязательная деталь профессионального имиджа в сфере культуры.
  Творческая деятельность в сфере культуры, в принципе, реализуется двояким образом. Во-первых, это «продвинутое» творчество (искусство), пользующееся спросом. В эстраде это «раскрученная попса», теле-, кинозвезды. В кино это блокбастеры и фильмы — лауреаты кинофестивалей. В театре это коллективы уровня Мариинки, московского Ленкома. В литературе — не только классика, но и современные авторы типа Б. Акунина, В. Пелевина, Д. Донцовой. В изобразительном искусстве — фигуры вроде И. Глазунова, А. Шилова, 3. Церетели. В музейном деле — Эрмитаж, Русский музей... Сюда же можно отнести известных музыкантов, модных архитекторов и дизайнеров, а также портретистов и «матрешечников». «Продвинуто» прежде всего и именно в рыночном смысле (от маркетингового термина promotion), что связано обычно с хорошо известным именем, «брэндом». Эта деятельность рассчитана на широкие круги потребителей, транслируется в СМИ, составляя основное содержание «массовой культуры». Осуществляется эта деятельность преимущественно на коммерческой основе, но ее весьма охотно поддерживают и спонсоры.
  Во-вторых, это современное искусство (андерграунд, авангард, «параллельное», «независимое» искусство). Его отличают «непродвинутость», поисковый характер, довольно узкий круг потребителей, аура «избранности» и «посвященности», фактически — ориентация на некую узкую субкультру. Осуществлена эта деятельность может быть или на энтузиазме авторов и самих потребителей, или при поддержке доноров с очень конкретной мотивацией.
  И в обоих случаях речь идет о социальном партнерстве, основой которого выступает общность интересов. Собственно, эта общность интересов и есть главный ресурс в сфере культуры, а способность осуществить leverage — привлечь на реализацию своего проекта не свои ресурсы. Деятельность в сфере культуры и осуществляется преимущественно за счет ресурсов привлеченных — ресурсов социальных партнеров, в качестве которых могут выступать не только собственно потребители, но и органы власти, спонсоры, благотворители, общественные организации, добровольцы-помощники.
  Привлекательность и известность учреждений и организаций культуры, их деятельности,отдельных проектов, столь необходимые для успешного фандрейзинга, покоятся на востребованности и способности ответить на эту востребованность, выстроить общность интересов.
  В Екатеринбурге разовое выступление небольшого коллектива из музыкальной школы в супермаркете «Кировский» дало толчок долговременной и масштабной программе сотрудничества магазина и школы. Ребята получили возможность публичных выступлений, а магазин стал привлекательнее для посетителей.
  Ярким событием в жизни Суздаля за последние несколько лет стал ежегодный День Огурца. Суздаль издавна является одним из российских центров выращивания и консервирования этого любимого овоща, в некоторой степени —огуречной столицей России. Проводится празднике один из выходных дней периода массовых огуречных заготовок, поэтому находит у горожан самый живой отклик— как у держателей подсобных хозяйств, так и у просто покупателей. В подготовке и проведении праздника активно участвуют заинтересованные торговые и закупочные фирмы — местные, российские и даже зарубежные. Так из самой ткани обыденной жизни возникла устойчивая культурная традиция, объединившая интересы рядовых граждан, сельхозпроизводителей, пищевую промышленность и торговлю, прочно вошедшая в праздничный календарь региона и работающая на продвижение его привлекательного имиджа.
  На общности интересов и социальном партнерстве строит свою работу Комитет по культуре Красноярского края. С 1999 г. в крае действует программа «Содействие»— фактически, сеть региональных соглашений органов краевой и местной администрации с хозяйствующими структурами и общественными организациями по поддержке сферы культуры края. В свою очередь, в рамках этих соглашений учреждения культуры участвуют в социально значимой деятельности других отраслей. В рамках «Содействия» такие направления, как работа с ветеранами, оздоровительная работа, реабилитация инвалидов (в первую очередь — детей) и т. д. В результате успешной реализации программы, доля затрат на сферу культуры в консолидированном бюджете края составляет уже третий год выше 11%! Это при нигде не выполняемой законодательной норме в 6%! А краевая сфера культуры оказывается мощным фактором консолидации бизнеса и власти, населения и работодателей, старшего и молодого поколения.
  Координатором этой деятельности выступает отдел культурных программ Комитета по культуре, а на местах ее ведут работники городских и районных отделов культуры. Речь идет о весьма трудоемкой работе, неоднократных контактах с чиновниками других отраслевых структур, разъяснении возможностей сферы культуры, демонстрации, что сотрудничество с нею делает честь. Это в свою очередь требует внятной и конкретной «союзнической» работы со СМИ. В результате сфера культуры в крае превратилась в один из основных поставщиков «хороших новостей». Потребовалось и проведение специальных акций, поддерживающих высокий статус сферы культуры и ее работников. Наиболее ярким из таких событий является ежегодное вручение премии «Вдохновение» по 10 номинациям (лучшие работники культуры по отраслям, лучшие партнеры, благотворители и т. д.) в лучшем концертном зале Красноярска, с вручением грамот и призов. В 2001 г. по главной номинации «Лучший работник культуры края» победителю— заведующей одной из библиотек— был вручен автомобиль, врученный ей тут же на сцене.
  Столь же систематическая работа по развитию социального партнерства ведется в Пермской области, где вот уже несколько лет проводится «Ярмарка идей», на которой рассматриваются проекты и программы, направленные на решение общезначимых социальных проблем. Например: рабочие места для молодежи, горожане и милиция (взаимодействие и сотрудничество), досуг подростков, борьба с алкоголизмом и наркоманией, возрождение народных традиций и т. п. Специально созданная комиссия производит отбор поступивших заявок и проектов в два тура. В первом туре используются критерии: актуальность и реальность проекта (10 баллов), степень вовлечения общественности (7 баллов), охват целевых групп (7 баллов), соотношение собственных и привлекаемых средств (5 баллов), наличие опыта работы у авторов (5 баллов). Во втором туре критерии и баллы меняются: степень участия общественности (10), конкретность механизмов и средств реализации (8), практичность целей (7), долговременность воздействия на проблему (6), привлечение дополнительных средств (5), соотношение собственных и привлеченных средств (5), ориентация на собственное финансирование в перспективе (5).
  Подготовка и проведение ярмарки требуют большой подготовительной работы: подготовка и распространение информационных материалов, проведение предварительных установочных семинаров, проведение консультаций заявителей, создание и деятельность оргкомитета. В результате, если в 1999 г. по итогам Ярмарки был отобран 31 проект (из 202 заявленных) с суммой привлеченных средств на сумму почти 448 тыс. руб., то уже в 2000 г. было отобрано 63 проекта (из 156) с суммой привлеченных средств 4,19 тыс. руб. В 1999 г. максимальная сумма проекта была 10 тыс. руб., а максимальный срок реализации проекта составлял 4 месяца. В 2000 г. эти показатели составляли соответственно 25 тыс. руб. и 6 месяцев. Иначе говоря, качество заявок и отобранных проектов резко повысилось.
  Одним из наиболее ярких примеров пермского опыта является программа «Забытая деревня». Проект возник в связи с очередными выборами в законодательное собрание области. Речь шла о десантах в глубинку, когда речным транспортом или специальным автобусом в забытые деревни приезжали не только кандидаты в депутаты, но и артисты, ремонтные службы, библиотеки, юристы (для оказания бесплатных консультаций). Кроме того, десантами в деревни доставлялись предметы острой необходимости, продукты. Акция имела такой успех, что была продолжена и после выборов. Десанты стали проводиться регулярно, а их координатором стал областной центр информационной и методической работы.
  Другим, столь же комплексным проектом, предполагающим разветвленное социальное партнерство, стала программа «Семья», в рамках которой, помимо просветительных акций, организовывается семейный досуг, образование, осуществляются выставки семейного творчества, консультации и демонстрации достижений семейного бизнеса, спортивные семейные соревнования. В программе активно участвуют СМИ, получившие интересный материал для ток-шоу, демонстрации конкурсов, выставок и т. д.
  Ситуация с ресурсами в сфере культуры чем-то напоминает современную концепцию физического вакуума как первоосновы мироздания. Согласно этой концепции, элементарные частицы, кванты энергии суть колебания, тонкие вибрации вакуума. Так и в сфере культуры можно сделать много чего — фактически «из ничего», за счет актуализации и мобилизации не своих ресурсов. Как бытие творится из «небытия», свободы как «дыры в бытии» (Ж. П. Сартр) — добытийного и внебытийного источника бытия, так и деятельность в сфере культуры порождается актуализацией взаимной ответственности и социального партнерства.
  Правда, если признать, что основой любых деловых отношений является ткань общности интересов, то напрашивается вывод: прежде чем строить общность интересов, выяснять — с кем ты и по какому поводу, вступать во взаимоответственные отношения, надо разобраться с самим собой, понять — а чего ты хочешь на самом деле. Любые деловые отношения (и не только) начинаются не столько с денег, материально-технической базы, или даже — идеи, а с самоопределения, осознания своих собственных реальных интересов. И, если мы ввязываемся в деятельность, в которой мы лично не заинтересованы, то надо прекратить это делать. И чем скорее, тем лучше. Все равно ничего толкового из этого не получится. А чтобы убедить других в необходимости партнерства, надо в свое дело верить и любить его. Так что главным ресурсом сферы культуры (как и любого дела) является самоопределение личности, точнее — сама личность и ее самосознание.

 
© www.textb.net