Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Источники финансирования: опыт США

  Источники финансирования организаций культуры так же, как и ресурсы организаций культуры делятся на привлеченные, государственные и собственные. Разнообразие источников финансирования организаций культуры лучше всего рассмотреть на примере США, где структура финансирования сферы культуры отличается самой высокой степенью диверсификации.
  По оценке Р. Редфорда совокупные источники финансирования некоммерческих организаций культуры США достигли в 2003 г. 134 млрд. амер. долл., в том числе собственные источники финансирования — 81 млрд. амер. долл., из которых 24 млрд. амер. долл. были перечислены в качестве налогов на доходы организаций культуры обратно в федеральный, регальный и местный бюджеты.
  А) Привлеченные источники финансирования.
  Привлеченные средства являются значительным источником финансирования сферы культуры США. На протяжении последних двадцати лет они составляли около 50% всех финансовых поступлений сферы культуры. В 2001 г. средства от населения и коммерческого сектора

Рис. 4. Привлеченные источники финансирования организаций культуры США

Рис. 4. Привлеченные источники финансирования организаций культуры США

в бюджете некоммерческих организаций культуры достигли 52,2 млрд. амер. долл., тогда как государственные субсидии — всего 1,45 млрд. амер. долл.
  С 1970 до 2001 гг. наблюдаются следующие тенденции развития привлеченного финансирования в американской сфере культуры.
  Во-первых, в сфере культуры США наметилась устойчивая тенденция, с одной стороны, увеличения благотворительных взносов населения и, с другой стороны, снижения темпов роста благотворительных вкладов коммерческого сектора. Благотворительные взносы населения в сфере культуры в процентах к личным доходам населения возросли с 1,95% в 1970 г. до 2,23% в 2001 г. Благотворительные вклады корпораций, стабильно увеличивавшиеся за период с 1970 г. по 1980 г. от 0,8 млрд. долл. до 5,6 млрд. долл., остановились в своем росте с 1980 г. В результате, благотворительные взносы компаний в 1980 г. и 1999 г. составили одну и ту же цифру — 5,6 млрд. долл.
  Выявленную тенденцию можно объяснить изменениями в политике коммерческих структур, а именно сменой форм филантропии. Как справедливо отмечает сотрудник Коммерческого Комитета Поддержки Искусств под эгидой Национального Индустриального Совета США Д. Йедлик, налицо « отход от понятия чистой филантропии к той позиции, когда образуется союз бизнеса со сферой культуры с целью достижения взаимных деловых целей». Если в 1970- е годы в благотворительной политике предпринимательских структур имела место чистая филантропия, т. е. свободное жертвование средств организациям культуры без преследования каких-либо коммерческих целей, то с 1980- х годов наметилась тенденция к анализу и планированию всех направлений расходов компаний, в том числе и благотворительных.
  В регулярное обращение вошел термин корпоративные социальные инвестиции, обозначающий отчисление средств коммерческими организациями на общественно-полезные цели.
  Каждая статья социальных расходов корпорации должна планироваться заранее и сопровождаться определенной отдачей. С позиций некоммерческих организаций культуры корпоративные социальные инвестиции принимают форму спонсорских средств.
  В ходе спонсирования организации культуры приобретают необходимые для выполнения уставной деятельности материальные и денежные ресурсы, возможности использования современных видов связи, оборудования, а также повышения квалификации сотрудников.
  Спонсоры, согласно материалам Американского Коммерческого Комитета Поддержки Искусств, рассматривают корпоративные социальные инвестиции как «составляющие программы связей с общественностью, направленной на расширение внешних контактов и создание благоприятного имиджа фирмы». Кроме того, спонсорство выступает как «недорогое средство рекламы и доступа к престижным развлекательным программам». Действительно, некоммерческие организации культуры в ответ на спонсорский взнос включают название компании в свои печатные издания; помещают логотип фирмы на входных билетах, информационных проспектах; берут на реализацию продукцию компании; предоставляют фирме право использования своей марки, площадей, а также возможности участия в культурных мероприятиях и т. д. Например, одной из популярных форм работы со спонсорами является продажа организациями культуры так называемых именных мест, где за определенную сумму можно получить право разместить свое имя. Это может быть надпись на стене («донорские стены»), колонне, постаменте и т. д. Так, Метрополитен музей в Нью-Йорке, крупнейший художественный музей США, продал 5000 кровельных черепиц по 500 долларов за каждую, на которых могли быть выгравированы имена спонсоров.
  Таким образом, выгоды спонсоров можно разделить на прямые и косвенные. К прямым выгодам относятся получение рекламы, доступ к современным источникам информации и т. д. Косвенные выгоды спонсорства заключаются в завоевании лояльного отношения властей и известных политических деятелей, улучшении имиджа фирмы в обществе, что в целом способствует созданию благоприятной среды для бизнеса.
  Однако выделенные выгоды спонсорства присущи не только сфере культуры, но и распространяются также на такие области, как образование, здравоохранение и др. Исключительная привлекательность сферы культуры как объекта спонсирования заключается в том, что она позволяет компаниям выходить на трудно досягаемые сегменты рынка. С одной стороны, некоммерческие организации культуры обеспечивают проникновение компаний на рынок потребителей с высоким уровнем образования и доходов, т. е. интеллектуальной и финансовой элиты общества. С другой стороны, принимая во внимание половозрастной состав потребителей культурных услуг, можно утверждать, что организации культуры позволяют коммерческим фирмам выходить на рынок, где основными покупателями являются женщины. Согласно результатам исследования социолога Джона Робинсона из университета штата Мэриленд, «женщин на 100% больше, чем мужчин, среди зрителей балета, на 25% больше в музыкальных театрах и на 27% больше на симфонических концертах».
  Кроме того, поддерживая сферу культуры и искусства, спонсоры могут быстро поднять свой престиж в глазах потребителей, партнеров и собственного персонала. В данном случае интересно процитировать слова руководителя американской корпорации «Мобил» Р. Уорнера-младшего: «Искусство позволяет нашим покупателям, партнерам и сотрудникам чувствовать тот же поиск идеального качества и совершенства, который питает многие из наших деловых решений». Спонсорство в сфере культуры позволяет, таким образом, отождествлять имя компании с чем-либо выдающимся.
  Еще один фактор привлекательности сферы культуры как объекта спонсирования заключается в широких возможностях эффективного управления персоналом фирмы. Посещение выставок, концертов, фестивалей, творческих вечеров, экскурсий позволяют фирме не только организовывать досуг своих сотрудников, но и повышать сплоченность, преданность коллектива фирме, а также обеспечивать развитие творческих способностей персонала, необходимых для эффективной работы.
  В результате, корпоративные социальные инвестиции компаний формируют новую форму филантропии, которую можно назвать стратегической.
  Во-вторых, большое влияние на развитие сферы культуры оказывают благотворительные фонды. США отличаются постоянным ростом числа благотворительных фондов и их активов. Так, если в 1980 г. в стране насчитывалось 22,5 тыс. благотворительных фондов, то к 2001 г. их число удвоилось и составило 46,9 тыс. Еще более значительным является рост активов фондов за данный период — более чем в шесть раз — с 41,6 млрд. долл. до 269,2 млрд. долл. Показательным являются и темпы увеличения числа предоставленных сфере культуры грантов. В 2001 г. они достигли 10798 ед. на сумму 792 млн. долларов, что в 4,3 раза выше уровня 1980 г.
  Благотворительные фонды в большинстве случаев предпочитают заниматься долгосрочными программами развития культуры и искусства, например, образовательными проектами, развитием новых направлений искусства, созданием информационной сети и т. д. Однако это не означает, что фонды полностью финансируют выбранные программы. Их субсидии в ряде случаев носят частичный, разовый или непродолжительный характер и ставят целью помочь развитию проекта на начальной стадии.
  Вместе с тем, поддержка сферы культуры благотворительными фондами не ограничивается только предоставлением грантов. В последние годы большую популярность получил такой вид поддержки благотворительных фондов как консалтинг. По словам И. М. Шеймана, «крупные благотворительные фонды все чаще выполняют функции научно-консультационных центров по широкому кругу проблем». Действительно, сотрудники фондов занимаются в сфере культуры экспертными оценками программ, участвуют в отборе и ранжировке проектов, разрабатывают рекомендации по эффективной реализации работ в организациях культуры и т. д.
  Таким образом, благотворительные фонды оказывают поддержку некоммерческим организациям культуры не только в форме финансовой, но и научно-консультационной помощи.
  В связи с новыми функциями фондов научный сотрудник ИМЭМО РАН И. Городецкая настаивает на необходимости использования понятия «научно- и культурно-бла- готворительный фонд (НКБФ)» вместо определения «благотворительный фонд». Однако, на наш взгляд, данное определение является вряд ли более удачным.
  В-третьих, важную роль в финансировании сферы культуры играют членские взносы. Так, в доходах Метрополитен музея членские взносы в 2002 г. составили 15% всех поступлений (см. рис. 5).

Рис. 5. Источники финансирования Метрополитен Музея в 2002 г.

Рис. 5. Источники финансирования Метрополитен Музея в 2002 г.
Источник: The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year 2001-2002.

  В зависимости от типов участников выделяются два вида членства — индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида — годовое, срочное (5,10,15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы денежного вклада выделяются категории простых и привилегированных членов организации культуры и др.
  В ответ на членские взносы организации культуры предоставляют членам определенный пакет услуг. Простые члены имеют право на бесплатное информационное обслуживание, посещение выставок, концертов, клубных мероприятий, как на территории организации культуры, так и за ее пределами, скидки на печатную и сувенирную продукцию организации культуры. Привилегированные члены, помимо прав простых членов, могут приобретать эксклюзивные права на посещение закрытых экспозиций, VIP-ложи на концертах и клубных мероприятиях в организациях культуры.
  Кроме того, привилегированные члены могут принимать непосредственное участие в деятельности организации культуры. Так, в Метрополитен привилегированные члены получают право голоса на Совете Клуба Друзей, главном органе управления Клубом, наравне с персоналом музея. На заседаниях Совета, которые проходят несколько раз в год, привилегированные члены участвуют в рассмотрении задач и направлений деятельности Клуба, утверждении его бюджета расходов и доходов, а также в анализе результатов работы Клуба.
  Таким образом, популярность системы членства можно объяснить тем, что она является своеобразной формой участия в деятельности организации культуры и предусматривает большое число привилегий для членов.
  В-четвертых, среди привлеченных источников финансирования организаций культуры особое место занимают заемные средства. В качестве заемных источников финансирования выступают кредиты банков, финансовых институтов, международных организаций и др.
  Отдельное место в системе заемного финансирования некоммерческих организаций культуры занимают не облагаемые налогом муниципальные облигации, называемые мунисами (munis).
  Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности некоммерческих организаций муниципальными органами власти и собственно некоммерческими организациями.
  Зарубежом существует несколько типов мунисов. В зависимости от сроков выделяют краткосрочные и долгосрочные мунисы. Краткосрочные муниципальные векселя используются в основном для преодоления временных денежных затруднений некоммерческих организаций культуры, тогда как долгосрочные муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов некоммерческих организаций культуры.
  Кроме того, в зависимости от видов обеспечения существует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией республиканских или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми поступлениями данного уровня. Специальные налоговые облигации, выплаты по которым гарантируются с помощью отдельных налогов, и муниципальные доходные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организаций культуры.
  Однако муниципальные облигации и другие заемные средства не всегда используются организациями культуры. Привлечение заемных средств оправдано, если они способствуют реализации высокодоходных проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности возможно в случае тяжелого экономического положения организации культуры как единственно возможный вид финансирования, а также, если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальнейшем увеличить доходы от основной деятельности.
  В-пятых, в 90-е гг. в сфере культуры получило развитие новое направление привлеченного финансирования — резервные взносы (reserve endowment). В 2002 г. резервные взносы Метрополитен Музея достигли 22% от суммарных доходов.
  Резервные взносы представляют особую форму привлечения средств физических и юридических лиц в организацию культуры для сохранения и продвижения культурного наследия в обществе. Так, цель подобных взносов Метрополитен Музея заключается в «сохранении имеющегося культурного достояния для последующих поколений, а также в изучении предметов искусства и доступе к ним самых широких слоев населения».
  В отличие от других типов взносов, резервные взносы размещаются организацией культуры на счетах банков и инвестиционных институтов с целью получения стабильных процентов. Главной особенностью резервных взносов является запрет на использование самой суммы взноса на финансирование расходов организации культуры. Организация культуры вправе распоряжаться только накопленными процентами. Контроль за использованием резервных взносов и доходов от них осуществляет совет попечителей организации культуры. Он ежегодно определяет лимит расходов созданного фонда исходя из средней ставки процентов по вкладам и в соответствии с планом работы организации культуры. При этом использование накопленных процентов от резервных взносов может идти на покрытие как капитальных, так и текущих расходов.
  Резервные взносы могут привлекаться в различных формах. Одной из таких форм является мемориальный взнос, посвященный какой-либо дате или событию. Популярность данной формы резервного взноса объясняется тем, что частное событие отмечается в рамках организации культуры. Например, организация культуры может публиковать информацию о наступившем событии в своих печатных изданиях, высылать поздравления и подарки от своего имени, предоставлять площади под проведение банкетов и др.
  Интересно остановиться на характеристике лиц, делающих резервные взносы. Автором было проведено исследо-

Рис. 6. Возрастная структура резервных вкладчиков Метрополитен музея в 2001 г.

Рис. 6. Возрастная структура резервных вкладчиков Метрополитен музея в 2001 г.

вание демографической и профессиональной структуры резервных вкладчиков на основе данных Метрополитен Музея на 1 июля 2001 г. (рис. 6).
  Общее число резервных вкладчиков Метрополитен составляет 1300 человек. Из них 63% — это женщины. Большинство резервных вкладчиков — это люди от 35 до 64 лет. Основную долю среди них составляют 45-54-летние лица (31%). Оставшаяся часть почти равномерно распределяется между двумя группами — лицами в возрасте от 35 до 44 лет (26%) и от 55 до 64 лет (25%). Наименьшую долю резервных вкладчиков составляют молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет (1%), а также пожилые граждане старше 74 лет (2%). Как видно, среди населения наибольший интерес к резервным взносам Метрополитен предъявляют люди зрелого и преклонного возраста (рис. 6).
  Профессиональная структура резервных вкладчиков свидетельствует, что в их качестве выступают в основном лица, занятые в сфере бизнеса: банковские служащие (28%), аудиторы и финансовые консультанты (14%), сотрудники страховых компаний (9%).
  Приложение 1
  ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЗЕРВНЫХ ВЗНОСАХ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ
  Резервные взносы — форма привлечения средств от физических и юридических лиц в организацию культуры с целью получения регулярного дохода от предоставленных средств и его использования на культурные, образовательные, благотворительные и иные общественно-полез- ные цели.
  Резервные взносы привлекаются организацией культуры в денежной форме в рублях или иностранной валюте путем расчета наличными или безналичным переводом.
  Резервные взносы дифференцируются по категориям доноров и суммам взносов.
  Для физических лиц предлагаются индивидуальные резервные взносы. Минимальный индивидуальный резервный взнос рекомендуется в размере 3500 руб.
  В зависимости от суммы взноса физические лица вправе рассчитывать на определенные привилегии.
  В ответ на минимальный индивидуальный резервный взнос физические лица получают пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т. п.) не более трех раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При индивидуальном резервном взносе от 6000 руб. физические лица получают на двух человек пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры не более трех раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.
  Для юридических лиц предлагаются корпоративные резервные взносы. Минимальный корпоративный резервный взнос рекомендуется в размере 35000 руб.
  В зависимости от суммы взноса юридические лица вправе рассчитывать на определенные привилегии.
  В ответ на минимальный корпоративный резервный взнос юридические лица получают на пять сотрудников фирмы пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т. п.) не более шести раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При корпоративном резервном взносе от 60000 руб. юридические лица получают на десять сотрудников фирмы пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры не более шести раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.
  Резервные взносы размещаются организацией культуры на депозитных счетах Сбербанка РФ с целью получения ежемесячных (годовых) процентов. Сама сумма резервного взноса не может быть использована организацией культуры. Направления расходования процентов определяются физическими и юридическими лицами при внесении средств в организацию культуры.
  Рекомендуемые направления использования доходов:
  1) Культурные проекты.
  2) Образовательные программы.
  3) Реставрационные проекты.
  4) Реконструкция зданий, помещений.
  5) Научные исследования.
  6) Приобретение оборудования, экспонатов.
  7) Система безопасности и охраны.
  8) Издательская деятельность
  Физические и юридические лица не вправе рассчитывать на возврат внесенных резервных взносов.
  Внешний контроль за использованием резервных взносов и доходов от них может осуществлять попечительский (консультационный) совет организации культуры.
  Б) Государственные источники финансирования.
  Вторая группа доходов организаций культуры, объединяющая различные виды государственного финансирования, является традиционным источником поступлений сферы культуры США. К государственным источникам финансирования относятся регулярные субсидии государства на содержание и развитие организаций культуры, а также разовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов, программ и др. Это могут быть государственные гранты, кредиты или тендерное финансирование (табл. 3).
  Государственное финансирование имеет намного меньшие объемы по сравнению с привлеченными средствами, что связано с длительностью и сложностью процессов получения бюджетных средств, а также с большой работой по сбору информации для обоснования необходимости финансовой поддержки. В 2001 г. государственные средства в сфере культуры оценивались в 1,45 млрд. долларов, что составляет 1,2% от общих финансовых поступлений организаций культуры. Однако приведенные результаты не учитывают непрямое государственное финансирование.
  Во-первых, бюджетные субсидии федерального правительства США на развитие сферы культуры через правительства отдельных штатов и местные органы власти, которые вправе сами определять направления расходов и круг

Таблица 3. Государственные источники финансирования организаций культуры США

Таблица 3. Государственные источники финансирования организаций культуры США

организаций культуры, а также через специальные внебюджетные фонды и иные некоммерческие организации. Внебюджетные фонды могут также формироваться за счет налоговых отчислений, поступаемых в том числе и от доходов организаций культуры (например, от доходов кинотеатров, телевизионных компаний, выручки от предпринимательской деятельности организаций культуры).
  Кроме того, косвенное государственное финансирование организаций культуры может осуществляться за счет доходов от проведения лотерей государственных компаний, которые в соответствии с законодательством обязаны отчислять определенный процент от прибыли на финансирование сферы культуры.
  Во-вторых, государственные дотации частным лицам на культурно-просветительские цели или предоставление гражданам права бесплатного посещения подобных организаций. В некоторых штатах большое распространение получили так называемые ваучеры, которые распределяются местными органами власти среди определенных категорий населения (пенсионеров, студентов) и дают право их владельцам бесплатно пользоваться услугами организаций культуры. В США в 2001 г. на возмещение расходов потребителей приходилось до 18% средств, предоставляемых федеральным правительством на развитие сферы культуры.
  В-третьих, наделение некоммерческих организаций культуры льготами по уплате налоговых, таможенных и иных сборов. К последним может относиться полное или частичное освобождение организаций культуры от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом. Налоговые льготы в сфере культуры определяются Службой Внутренних Доходов США (The Internal Revenue Service), которая разрабатывает так называемый Шифр Доходов (The Internal Revenue Code). Доходы организаций культуры освобождаются от налогообложения, если они получены от некоммерческой деятельности и не подлежат распределению между ее участниками.
  В некоторых штатах доходы от коммерческой деятельности организаций культуры также не подлежат налогообложению. Это мотивируется большими административными затратами на разделение коммерческой и некоммерческой деятельности. Так, за 2001 г. правительство США получило от сбора налогов на доходы некоммерческих организаций 28,9 млн. долларов, что составило менее 0,04% от общих поступлений Федерального бюджета. Вместе с тем, почти 1% работников службы налогового управления был занят определением размеров доходов от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
  Кроме того, к косвенному государственному финансированию относятся налоговые льготы на доходы благотворителей, которые выделяют на безвозмездной основе средства в поддержку организаций культуры.
  С 1980-х гг. в государственной политике США четко прослеживается тенденция перехода от прямого к совместному финансированию программ и проектов в сфере культуры. Как справедливо отмечает Богачева О. В., «совместное государственное финансирование направлено не только на реализацию финансовых целей, но и задач привлечения дополнительных средств в сферу культуры».
  Выделяются два вида совместного финансирования сферы культуры.
  Первый вид — это долевые субсидии. Государственные средства в данном случае предоставляются только при условии дополнительного финансирования проекта за счет собственных или привлеченных средств организации культуры. К примеру, большую популярность в США с конца 1970-х гг. получили так называемые субсидии «1:3» и «1:4», используемые для финансирования соответственно текущих и капитальных расходов организаций культуры, в которых на одну долю государственных инвестиций приходится три или четыре доли частных вложений.
  Второй вид — возвратные субсидии. Государство в этом варианте выделяет средства некоммерческим организациям культуры только в том случае, если они обязуются компенсировать частично или полностью предоставленное финансирование. Возвратные субсидии в большинстве случаев используются для реализации высокорентабельных долгосрочных проектов, доходы от которых значительно превышают объем субсидий. Таким образом, возвратные субсидии можно рассматривать в качестве беспроцентного государственного кредита. С помощью такого механизма финансирования государство позволяет организациям культуры реализовывать проекты с высокой финансовой отдачей в будущем.
  Итак, совместное государственное финансирование сферы культуры призвано не только покрывать расходы организаций культуры, но и повышать их экономическую самостоятельность и устойчивость на рынке.
  В) Собственные источники финансирования.
  Третья группа источников финансирования организаций культуры объединяет доходы, от собственной деятельности, к которой могут относиться как основные (выставочная, образовательная, концертная деятельность и т. д.), так и дополнительные (коммерческая деятельность и др.) направления работы.
  При анализе данной группы доходов важно четко проводить различие между поступлениями от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Доходы от некоммерческой деятельности могут складываться из выручки

Таблица 4. Собственные источники финансирования организаций культуры США

Таблица 4. Собственные источники финансирования организаций культуры США

от реализации билетов, проведения экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, работы студий, образовательных курсов, выездных выставок, гастролей и т. д. (табл. 4). В целом, они играют важную роль в бюджете организаций культуры. Так, в 2001 г. доходы от основной деятельности американских некоммерческих организаций культуры составили 22,4 млрд. амер. долл., или 17,9% от общих финансовых поступлений. На уровне отдельной некоммерческой организации культуры подобные доходы не превышают 30%, однако для музеев эта цифра значительно ниже и составляет около 15%. Так, доля средств от основной деятельности в бюджете Метрополитен составила в 2002 г. 11% (см. рис. 6).
  Наряду с некоммерческой деятельностью организации культуры большое внимание уделяют развитию предпринимательских направлений работы. Предпринимательская деятельность организаций культуры включает реализацию печатной и сувенирной продукции; авторских прав и прав нафото- и видеосъемку; услуг кафе, ресторанов, развлекательных центров и автостоянок; выполнение заказов на изготовление декораций, костюмов и копий произведений искусства, а также реставрацию, экспертизу и оценку произведений искусства. К доходам от предпринимательской деятельности относятся также поступления от сдачи в аренду организацией культуры зданий и помещений, доходы от операций с ценными бумагами и участия в деятельности коммерческих предприятий.
  В развитии предпринимательской деятельности организаций культуры США можно выделить следующие тенденции.
  Во-первых, с 1980-х гг. большую популярность в сфере культуры США получили такие виды предпринимательской деятельности, как лотереи, конкурсы и аукционы. Возможности получения доходов от таких мероприятий очень высоки и зависят от масштабов их проведения. Призами в лотереях и конкурсах, а также предметами аукционов могут выступать не только материальные блага, но и услуги, права. В этом случае на конкурс или аукцион выставляется, например, право посещения какого-либо мероприятия, встреча с культурным деятелем и т. д. Несмотря на привлекательность подобной деятельности она требует серьезных затрат, прежде всего, нарекламу, развитие связей с общественностью и т. д. В силу этого организации культуры в большинстве случаев стремятся заручиться поддержкой муниципальных органов власти или коммерческих структур, а также привлечь для участия влиятельных и известных лиц.
  Во-вторых, организации культуры в США предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Это можно объяснить тем, что объемы коммерческих поступлений организаций культуры, ограничиваются со стороны муниципальных органов власти. Подобное разделение деятельности достигается двумя способами.
  Первый, для ведения предпринимательской деятельности при некоммерческой организации культуры создается отдельное предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежит организации культуры.
  Второй, организация культуры предоставляет свои площади, торговые марки и другие права компаниям, занимающимся коммерческой деятельностью, а те, в свою очередь, отчисляют от полученной прибыли определенный процент.
  В целом, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций культуры США не превышает 11% их бюджета. К примеру, в Метрополитен прибыль от коммерческой деятельности достигла в 2002 г. 9%.
  Изучение структуры финансирования американских организаций культуры приобретает особую актуальность для российской сферы культуры, развивающейся в условиях становления рынка.

 
© www.textb.net