Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Цели и формы спонсорства

  Спонсорство преследует целый комплекс целей. Если для спонсируемого его цели обычно ясны, то потенциальный спонсор (зачастую даже не догадывавшийся о существовании ищущих его поддержки до их появления в его офисе) обычно нуждается в разъяснении его возможных интересов и целей их в таком сотрудничестве. И наверное, выработка такого разъяснения, выстраивания аргументов в пользу возможного сотрудничества — задача ищущего поддержку. При этом могут выявиться интересные и нетривиальные перспективы, а то и возникнуть новые, именно в процессе подготовки и обсуждения проекта или даже заявки на поддержку.
  Чем же может быть привлекательно спонсорство для потенциального спонсора?
  Прежде всего, разумеется, это дополнительные возможности рекламы. Не случайно спонсорские отношения в РФ регулируются Законом о рекламе. Иногда даже оказывается намного более выгодным и эффективным, а то и — дешевле поддержать шумную акцию, к которой будет привлечено внимание СМИ, чем покупать рекламное эфирное время или рекламную площадь в печати, гнать рекламную волну. А уж просто дополнительные возможности рекламы спонсирование и благотворительность дает вне всякого сомнения. С этой точки зрения они являются частью маркетинга и стратегии продвижения. Однако этим очевидным обстоятельством привлекательность спонсорства и благотворительности не исчерпывается.
  Имеются и более глубокие мотивации. Например, формирование и продвижение привлекательного позитивного имиджа фирмы и ее руководства. Участие в реализации социально значимых проектов и программ демонстрирует не только состоятельность, но и социальную значимость фирмы, формирование образа (имиджа) фирмы как хорошего члена общества. Хорошего, значит — ответственного, вызывающего уважение и доверие. Развитие репутации фирмы и ее первых лиц также предполагает конкретные дела, на которых репутация и зарабатывается. Как говорилось в речевке New Russians «первого призыва», «если тебе комсомолец имидж, имидж крепи делами своими ж». Спонсорство и благотворительность вообще могут рассматриваться как часть Public Relations, как одно из направлений развития общественных отношений.
  Они дают возможность достичь publicity — известности, в некотором смысле — популярности. Publicity может быть основана и на скандальной известности — этим широко пользуются в шоу-бизнесе, иногда в политике. К PR относится исключительно позитивная и конструктивная известность. Но скандал, чаще всего, противопоказан интересам фирмы и уж, по крайней мере, целям ее бизнеса. Эффективность коммуникации достигается благодаря взаимопониманию, взаимоуважению, взаимоответственности и, в конечном счете, благодаря формированию положительной репутации, привлекательного имиджа фирмы, ее первых лиц в глазах общества. Но это как раз те возможности, которые открываются спонсорством и благотворительностью. Они связаны с событиями, которые сами выступают информационными поводами, новостями, привлекая интерес СМИ и общественности.
  В связи с этим особенно интересны возможности спонсорства и благотворительности для развития «коммунальных отношений», т. е. обеспечения благоприятных отношений фирмы с «ближней» социальной средой, связанной с территорией, на которой расположена фирма: местными властями, общественными организациями, жителями прилегающего района и микрорайона. Можно провести прямую аналогию с личной жизнью каждого — очень многое в ней зависит от ближнего окружения: отношений с соседями по дому, по двору, с работниками жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения, муниципальными органами власти и т. п. Слухи, сплетни, а то и просто непонимание сути деятельности фирмы коммунальной средой способны навредить репутации фирмы, создать на пустом месте конфликтную ситуацию, создать совершенно ненужные напряжения и проблемы. И здесь также нужны действия хорошо продуманные, хорошим ориентиром для которых может быть все та же метафора — представление о фирме как хорошем члене общества. Все, что в этом плане может быть предложено и реализовано, пойдет только на пользу делу.
  Можно привести очень поучительный пример необходимости именно такого продумывания коммунальных отношений. Руководство одной небольшой фирмы в Санкт-Петербурге, получив помещение под приемный офис в жилом доме, совершенно справедливо рассудило, что необходимо выстроить нормальные отношения с жильцами этого дома или хотя бы своего подъезда. Подвела их, как это часто бывает, леность ума и души. Недолго думая, накупили ценных подарков и разнесли их по квартирам. На следующий же день стекла в офисе были разбиты, двери исписаны отнюдь не доброжелательными надписями, а пенсионеры во дворе судачили о том, как их пытались подкупить. «Неспроста, наверное, совесть не чиста у этих дельцов или чего-то задумали сотворить с домом, расселять, наверное, собираются, вот и задабривают, усыпляют бдительность». И как вывод: «гнать их отсюда надо, пока не поздно». Только потом руководство фирмы, подумав, пришло к выводу, что, наверное, было бы лучше (и дешевле) отремонтировать подъезд, может быть — благоустроить двор или детскую площадку, т. е. сделать простые вещи, естественные для нормального соседа — хорошего члена общества.
  Коммунальные отношения чрезвычайно тесно переплетаются, образуя достаточно целостный и единый комплекс.
  Забота о местных ветеранах, благоустройство территории, помощь детским учреждениям и т. д. существенно облегчают выстраивание отношений с местными органами власти.
  Спонсорство и благотворительность способствуют формированию круга друзей фирмы из авторитетных, известных, уважаемых и влиятельных политиков, ученых, деятелей искусства, культуры, образования — известных людей с приличной репутацией. Помимо прямой пользы (в качестве экспертов, возможных проводников интересов фирмы, поддержка в поисках инвесторов), уважаемые в обществе люди в качестве друзей фирмы, несомненно, способствуют росту ее репутации. Следует только помнить, что друзья не приобретаются за деньги. Во-первых, за деньги это будут уже не друзья, а нечто иное. Во-вторых, в ряде стран введен законодательный запрет на финансирование из средств фирм действующего политика. Да и в других сферах общественной жизни авторитетное лицо вряд ли захочет пойти на риск нанести ущерб своей репутации, заслужить упрек в коррумпированности. Спонсирование и благотворительность способствуют выстраиванию общности интересов, работе тонкой, тактичной и хорошо продуманной. Быть в кругу друзей фирмы должно быть не только приличным, но и само по себе привлекательным социальным статусом.
  Спонсорство и благотворительность создают дополнительные возможности в развитии деловых контактов, расширении их круга.
  Реализация некоторых проектов может давать и дополнительные доходы, а то и прибыль.
  «Нет ничего прибыльнее и циничнее спонсорства в сфере культуры», — говорил нантский предприниматель — руководитель франковой части программы Нантского фестиваля независимой культуры Санкт-Петербурга. И уточнил, что на каждый вложенный франк он имеет четыре: от рекламы, организации торговли, развлечений во время фестиваля.
  Благотворительность, спонсирование открывают новые дополнительные возможности маркетинга в целом.
  Так, шведская фирма «Absolut», водка которой входит в число десяти самых популярных спиртных напитков в мире, успешно опирается в своем маркетинге на современное изобразительное искусство. Уникальность и достоинство этой стратегии состоит в том, что представляет собой единый арт-проект, реализуемый по всему миру. Речь идет не только об огромной коллекции современного искусства, принадлежащей компании, и используемой при проведении рекламных акций. Главное в этой стратегии — ставка на ультрасовременных художников и закрепление в сознании культурного потребителя прочной ассоциации брэнда «Absolut» с искусством. И слоган «Absolut Art» уже вошел не только в пособия по рекламе и маркетингу, но и в лексиконы искусства XX в. «Абсолют» не просто покупает и финансирует искусство, но и в каком-то смысле его производит, организуя вот уже 15 лет топ-конкурсы, предлагая художникам, фотографам, дизайнерам, модельерам раскрепостить фантазию на заданную тему: как создать заказное, но качественное произведение искусства, в котором бы обязательно угадывались очертания знаменитой бутылки «Absolut» или логотип фирмы. Такие предложения получают наиболее продвинутые художники различных направлений и стилей. Поэтому сами такие конкурсы и связанные с ними выставки сами становятся яркими событиями культурной жизни.
  А вот менее масштабный, но очень изящный пример. Один из наших студентов, незадолго до окончания вуза открывший с друзьями торговую фирму, столкнулся с проблемой коммунальных отношений в небольшом поселке на севере Карелии. Фирма открыла там магазин. Он был отнюдь не первым и не единственным в поселке. Поэтому завоевание позиций на местном рынке потребовало соответствующей ценовой маркетинговой стратегии: ориентации на более низкие цены, чем у конкурентов и на доход с оборота. Реализация такой стратегии, помимо прочего, предполагала и завоевание позитивной репутации, привлечение внимания жителей поселка к новому магазину. Проблема оказалась решенной несколько неожиданным, но очевидным для местных условий образом. Оказалось, что в поселке не налажена работа по сбору бытового мусора: баки есть, но не отремонтированы (нет средств) и люди часами при любой погоде вынуждены с пакетами ожидать спецмашину. По согласованию с мэрией поселка фирмой была реализована программа, включившая ремонт и покраску баков, приобретение пластмассовых ведер для мусора, которые были разнесены по квартирам в качестве подарков от фирмы. Поскольку реализация программы совпала с выборами мэра, то на ведра и баки, помимо символики фирмы, было нанесено упоминание «При поддержке мэра такого-то». Эффективность этой провинциальной и немного комичной PR-акции оказалась полной. Магазин и фирма приобрели популярность, мэр был избран на новый срок, а выпускник подготовил на этом материале хорошую дипломную работу.
  Со временем сфера донорской деятельности может стать новой сферой, новым направлением бизнеса фирмы, освоения новых услуг и товаров, рынков.
  Примером может служить нашумевшая в свое время покупка корпорацией «Sony» киностудии «Columbia Pictures», чему предшествовала стадия спонсирования японской корпорацией производства некоторых фильмов студии.
  Действительно, спонсорство может способствовать диверсификации деятельности фирмы — одной из наиболее эффективных стратегий развития бизнеса.
  Из сказанного очевидно, что спонсорство и благотворительность органично вплетаются в ткань современного менеджмента в сфере финансового, промышленного и торгового капитала. Особое значение они приобретают во внешнеэкономической деятельности — буквально, предстают технологией проникновения на зарубежные рынки. В этом плане сфера культуры располагает исключительными возможностями. Широко известен в этом плане опыт спонсорства японских, южнокорейских компаний, финансирующих в Европе, Америке, других странах проекты и программы в социально-культурной сфере, искусстве этих стран, параллельно знакомя общественность этих стран со своей национальной культурой.
  Как и PR в целом, спонсорство и благотворительность — это работа не на результат, а на процесс, эффект от них — не непосредственный. Можно провести параллель. Дети — «побочный продукт» любви и этот «побочный» результат, в конечном счете, оказывается намного важнее «процесса», но если бы не было «процесса», то не было бы и «побочного результата». Так и со спонсорством и благотворительностью. Эта работа важна сама по себе — как установление и распространение доверительных отношений, рост репутации, расширение влияния и т. д., приносящие в дальнейшем конкретные результаты.
  Таким образом, спонсорство и благотворительность не могут полностью заменить рекламу, но могут ее поддержать. Они не могут создать репутацию «зараз», единовременно, но могут ее выстроить в итоге систематической продуманной работы. Не могут они и обеспечить незаслуженную репутацию — она всегда должна быть подкреплена делами. Они не могут увеличить объем реализации (продаж), обеспечить необходимые решения органов власти, заставить кредиторов, инвесторов, спонсоров и акционеров вкладываться в ваш бизнес, но они могут весьма эффективно всему этому способствовать.
  Спонсорство и благотворительность могут создать позитивный привлекательный имидж фирмы и ее первых лиц в глазах различных групп общественности, выстроить с группами влияния, от которых зависит успех дела, доверительные отношения. Они способствуют формированию общественного мнения о деятельности фирмы, расширению сфер и возможностей влияния, установлению постоянных и доверительных отношений со СМИ и органами власти, обеспечению благоприятных внутрикорпоративных отношений.
  Практически вся социально-культурная сфера является привлекательной для спонсирования. Наиболее благоприятной сферой спонсирования, учитывая его взаимовыгодный характер, является спорт. Если бы спорта не было, его бы придумали спонсоры. Дело в том, что спорт создает исключительные возможности для рекламы. Соревнования широко освещаются в СМИ. Спортивные знаменитости обладают высокой степенью популярности. Причем, реклама фирмы, ее имидж оказываются на очень привлекательном фоне молодости, силы, здоровья. Более того, спорт связан с одеждой, обувью, питанием, рядом современных технологий. Все это в комплексе и приводит к тому, что мировой спорт, в том числе и профессиональный, существует и развивается преимущественно именно на спонсорские средства.
  Сфера образования (начальная, средняя и высшая школы) обладают своими привлекательными чертами для потенциальных спонсоров. Это и особо привлекательный имидж заботы о подрастающем поколении. И возможности ранней профориентации еще со школьной скамьи. И - установление связей с молодыми перспективными специалистами — выпускниками соответствующих вузов и средних специальных учебных заведений.
  Наука — помимо прочего — открывает возможности для вхождения фирмы в среду разработок новых технологий, материалов, перспективных теоретических идей. У - фирмы повышаются шансы оказаться впереди конкурентов в научно-техническом прогрессе. Одновременно фирма становится полигоном испытания и реализации новых разработок, у нее устанавливаются хорошие связи с квалифицированными и авторитетными экспертами в различных областях.
  Сфера социальной поддержки (оказание помощи социально незащищенным группам населения, малоимущим, инвалидам, пенсионерам, ветеранам и т. д.) — также одна из наиболее традиционных сфер спонсорской поддержки, осуществляемой обычно соответствующими общественными и государственными организациями и фондами, имеющими правовые, экономические и финансовые льготы.
  СМИ привлекательны прежде всего возможностями рекламы в случае поддержки теле- и радиопостановок, сериалов, каналов. Не менее привлекательна и пресса, поддержка которой может перерасти в приобретение фирмой своих органов печати.
  Издательское дело как объект спонсирования также по-своему перспективно. Причем спонсирование может состоять как в поддержке конкретных издательских проектов (книг, серий, периодических изданий), так и в фактически самостоятельном издании фирмой специальных изданий, тематика которых может быть даже и не связанной с основной деятельностью фирмы (например, культура, искусство, специальные научные издания), но сам факт существования которых начинает традиционно связываться с имиджем фирмы.
  Здравоохранение, медицина, экология привлекают спонсоров как благородным имиджем, так и перспективными формами сотрудничества, поскольку эта сфера переживает в настоящее время экономический и социальный бум, причем с обеспеченной политической, общественной и государственной поддержкой.
  Но даже на фоне перечисленных сфер социально-куль- турной деятельности, обладающих явно выраженной привлекательностью для спонсирования, сфера культуры обладает исключительными возможностями сотрудничества с деловым миром.
  Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это, как уже говорилось, и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента (а значит — нежелательного субъекта хозяйствования, «чужака»), а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящего ее граждан со своей культурой, т. е. поддерживающего естественные человеческие ценности и творчество.
  Спонсирование в сфере культуры и искусства становится важнейшей составляющей современного бизнеса. Японский менеджмент 1980-1990-х гг. квалифицирует себя как переход «от вещей к сердцу» и от конкуренции товаров к конкуренции социально-культурных имиджей, а современное японское общество как переходное от эпохи экономического роста к эпохе экономики культуры. Культура оказывается не только и не столько средством, сколько целью экономической деятельности как в масштабах общества в целом, так и отдельно взятых фирм.
  Но не менее важна спонсорская поддержка и для сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры и творчества, и тем, что является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития и от излишнего вмешательства государства в культурный процесс, от произвола чиновников «от культуры». Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию ее с другими сферами общества и отраслями экономики. Говоря иными словами, спонсорство в сфере культуры является реальным и эффективным фактором создания и развития гражданского общества, способного к саморазвитию, и на порядки менее зависимого от государства, чем общества тоталитарного типа.
  Культура и искусство как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором стоит задача — определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать. Поддержать ли творческий коллектив в «годину лихолетья» или на гребне славы. Определить, будет ли это изобразительное или музыкальное искусство, скульптура или балет, пантомима или джаз, классическая музыка или народное творчество, литература или кино и т. д.
  Например, в начале 90-х гг. Большой симфонический оркестр радио и телевидения под руководством Владимира Федосеева едва не выгнали из Дома звукозаписи и радиовещания на улице Качалова: радио стало акционерным обществом и установило непосильную для оркестра плату за репетиционную базу. В этот тяжелый час оркестру помогла компания «Лукойл», став генеральным спонсором знаменитого на всю страну музыкального коллектива.
  Одним из важнейших культурных событий в жизни Нижнего Новгорода является Международный фестиваль искусств им. А. Д. Сахарова. В 2002 г. ему исполнилось 10 лет и каждый раз он радует нижегородцев высоким составом участников. Он получил статус фестиваля, входящего в Европейскую ассоциацию фестивалей при ЮНЕСКО. Из года в год поддержку событию оказывают десятки нижегородских компаний. В 2002 г. генеральным спонсором сахаровского фестиваля стал Альфа-банк: пресс-релизы банка на эту тему были полны неподдельной гордости за причастность к замечательному событию.
  Как правило, решить свои проблемы с помощью одного покровителя удается немногим.
  Так, театр «Московская оперетта» больше десяти лет изобретает хитроумные комбинации, привлекая спонсоров на отдельные постановки, участвуя в совместных проектах, например таких, как чудесный мюзикл «Метро», созданный в творческом содружестве с польской постановочной группой.
  Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. В провинции найти спонсора для театральной постановки гораздо сложнее: и спонсоры помельче, и спектакли потише.
  Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр «Сатирикон». Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и т. д.
  Именно в области культуры и искусства (также и в сфере образования) чаще, чем понятие «спонсор», упоминается понятие «попечитель». В дореволюционные времена так называлась весьма уважаемая деятельность в сфере народного просвещения и опекунства. Попечитель — старатель, радетель, человек, который постоянно заботится о каком- либо деле, влияющем на решение социальных проблем.
  Сейчас так принято называть членов попечительских советов, которые создают при себе театры, музеи, школы, вузы и т. д. Попечительский совет не управляет организацией. Его члены наблюдают, советуют, иногда помогают финансами и связями, позволяют пользоваться своим именем при рекламе или сборе средств, являются гарантами благополучия организации и ее хорошей репутации. Членство в попечительском совете дает уважение, повышает социальный статус человека. Это признание заслуг, таланта, опыта. В Великобритании и США попечительство — довольно большая ответственность, оно требует усилий, затрат, постоянной заботы об организации. В России быть попечителем пока несложно.
  Один из самых необычных примеров спонсорства в области искусства удалось наблюдать в поселке Джубга Краснодарского края. При въезде в поселок со стороны Туапсе автобусы встречает огромный, вполне натурального вида динозавр-указатель. Чудище приглашает желающих посетить музей «Природа и фантазия». Чего здесь только нет: лешие и ведьмы из лесной чащи, смешные и грустные рожицы, прекрасная обнаженная балерина и бюсты знаменитостей, диковинной формы вращающиеся кресла и столы — и все из чистого дерева, чуть подправленного любящей рукой художника-самоучки Антона Михайловича Гжеляка. На дверях музея — каменной коробки, увитой дикими розами и зеленым вьюном, — металлическая табличка с надписью: «Музей построили своими силами с 1991 по 1994 гг. отец и сын А. и В. Гжеляк. Спонсор —АО Васюринский ККПД. Генеральный директор В. М. Очередько». На табличке также указаны имена и должности всех тех, кто хоть чем-то помогал энтузиастам лесного искусства: снабжал плитами для пола, цементом, рамами, стеклом, рекламировал, печатал афиши и т. д. Чтобы отблагодарить своего главного спонсора — ККПД, хозяева музея вот уже несколько лет принимают его сотрудников на отдых: каждый летний месяц по несколько человек.
  В России развитие цивилизованного спонсорства еще в стадии становления, 1990-е годы оставили, пожалуй, наиболее яркую память об этом становлении. Крупные финансовые структуры с почти истерической щедростью окорм- ляли тусовку из нескольких десятков именитых деятелей искусства, стремясь связать с ними свои имиджи и брэнды. Чем масштабнее был жест поддержки, тем масштабнее казалось спонсорам уважение общества к ним.
  Так, например, МЕНАТЕП спонсировал грандиозный концерт Монтсеррат Кабалье на Красной площади — акцию с художественной точки зрения никакой критики не выдерживающую — пленэрно-булыжная акустика съедает любые вокальные данные. Самарский торговый холдинг на празднование своей первой годовщины выписал из Парижа «мадемуазель блюз» — Патрисию Каас. Новые русские олигархи громоздили друг на друга помпезные юбилеи и премьеры, великосветские фестивали и чувствовали себя наследниками Мамонтова и Третьякова.
  Результаты были достигнуты весьма неоднозначные. Грандиозные деньги, вкладывавшиеся в знаменитостей, вытесняли из сознания нищавших их почитателей уважение к известным именам.
  Еще менее результативны для бизнеса теневые спонсорские отношения.
  Так, громкий скандал вызвали выявившиеся в 2003 году факты, связанные с поддержкой РАО «Газпром» театрального проекта шоу «Бродвей в Москве» (в рамках которого в Москве был поставлен известный мюзикл «42-я улица») и съемок документального фильма о самом РАО. В первом случае одна только продюсерская фирма «Краснов дизайн» получила от «Газпрома» 11 426 912 долларов США. А документальный фильм был оценен в 2 млн. долларов США. Да и другие рекламные кампании газового монополиста тоже исчисляются миллионами долларов.
  У экспертов возникли вполне обоснованные сомнения в такой массированной рекламе. Зачем она вообще «Газпрому»? Тарифы на газ от настроения потребителей не зависят никак. Под влиянием рекламы он не будет дольше кипятить чайник на газовой конфорке, а электростанции не загрузят работой лишние турбины. Да и песни с танцами заморских артистов вряд ли подтолкнут мировые цены на газ, добавив в российский бюджет несколько сотен миллионов.
  Может быть, эти акции были направлены на продвижение газпромовского имиджа? Вряд ли. Эти самые миллионы могли спасти тепловые сети выстуженного Иркутска или Сахалина. Да и экономическое состояние самой корпорации оставляет желать лучшего: компания все больше испытывает недостаток средств на ремонт устаревшего оборудования, бурение новых скважин, строительство трубопроводов. Вряд ли добавили привлекательности и попавшая в прессу информация о завышении общей сметы мюзикла как минимум на $ 5 500 000. При этом в смете только сумма на изготовление декораций умышленно завышена в пять раз. Да и просуществовал мюзикл всего несколько месяцев и при полупустом зале.
  Прочную репутацию и стабильного успеха обретает не тот, кто выплачивает грандиозный гонорар известному (в том числе — своими капиталами) артисту вроде Л. Паваротти или делает многотонный заказ оборотистому 3. Церетели, а тот, кто находит «бедных, но талантливых» и помогает им состояться. Или тот, кто систематически и последовательно работает в конкретном направлении социального развития. То есть действует так, как действовали дореволюционные меценаты и как действуют спонсоры и благотворители за рубежом.
  В России же спонсирующая и спонсируемая стороны пока действуют наугад, отдавая предпочтение прямым личным контактам и личным вкусам руководителей спонсирующих фирм. Очевидно, что это неизбежный, но временный, как уже говорилось, этап. Уже начинает испытываться острая потребность в информационном обеспечении спонсорства, т. е. формировании информационных баз данных для возможных спонсоров (интересующихся прежде всего возможностями, которые откроет им сотрудничество с тем или иным учреждением, коллективом, исполнителем, их уровнем, репутацией, оценкой авторитетных экспертов и искусствоведов, международным признанием). Другую же сторону интересует, разумеется, кто вообще может проявить интерес к их деятельности, контактные адреса, телефоны, репутация, надежность и т. п. Короче говоря, речь идет о формировании баз данных и информационного рынка услуг, создании служб.
  Примером такой деятельности является Институт культурных программ, созданный в Санкт-Петербурге. Он очень быстро нашел себя в посреднической деятельности. Например, когда готовился двухнедельный фестиваль «Виват, Санкт-Петербург!», который проходил в Нью- Йорке в тогда еще целом Всемирном торговом центре, в рублевой части этого проекта использовались только средства заинтересованных отечественных спонсоров.
  Но дело не ограничивается только информационным обеспечением. Другой проблемой является добротная профессиональная экспертиза. Спонсору важно знать, чему или кому он, собственно, оказывает поддержку. Недаром, с самого начала их создания, фонды в своих решениях всегда опирались на мнения и оценки специальных экспертных советов. Институт экспертизы чрезвычайно важен для обеспечения эффективности спонсорства и меценатства. В том числе, и в плане рекламных и пиаровских целей. Добротная и желательно — независимая экспертиза гарантирует объективность выделения средств, ограждая спонсирующую сторону от образа нувориша, шальными деньгами покупающего вход в общество знаменитостей.
  Кстати, именно в этом заключено принципиальное отличие технологии зарубежных фондов, действующих в России от отечественного «дремуче рыночного» подхода к спонсорству и благотворительности. Фонд Форда, например, требует от своих грантополучателей гарантий непричастности к политической рекламе, не спонсирует имиджевые акции, предпочитая оплачивать проезд на зарубежные фестивали начинающих провинциальных театральных трупп, оснащать современной техникой архивы и библиотеки, реализовывать образовательные проекты. И делается это с опорой на профессиональную экспертизу российских специалистов в соответствующих областях.
  «Заказуха» не приносит стабильного результата, а в долговременном плане даже вредна, разрушительна для репутации. Выше уже говорилось о том, что, чем независимее спонсируемые от спонсирующего, тем выше социальная привлекательность и значимость поддержки. Привлечение же авторитетных экспертов еще выше поднимает планку социального значения спонсирования.
  Несмотря на серьезные трудности, спонсорство в России пускает прочные корни. Так, поистине революционные изменения произошли в последние годы на рынке российской киноиндустрии.
  Первые реформы коснулись кинотеатров. В Москве в 1997 г. в бывшем клубе «Известий» открылся «Кодак-киномир», один из первых российских кинотеатров, отвечающий европейским требованиям по звуку, комфорту, сервису и т. д. С тех пор инвесторы обнаружили, что кино может приносить неплохие доходы: в новые залы зрители ходят в 30 раз чаще, чем в устаревшие, отдавая в среднем 150 рублей за билет. В крупных российских городах стали открываться десятки современных кинотеатров и развлекательных многозальных комплексов. В Нижнем Новгороде местная администрация даже объявила 2000 г. «годом кинотеатров», расписав этим лозунгом троллейбусы городского кольца.
  Постепенно превращается в отдельное и прибыльное направление инвестирования спонсорство отечественной кинопродукции — почти как в отлаженной индустрии Голливуда.
  Недавно, например, высший пилотаж кинопродвижения продемонстрировала кинокомпания «Юниверсал», заключив договор с автоконцерном «Тойота» на продвижение ее автомобилей средствами киноискусства.
  Работе со спонсорами целесообразно придать системный характер.
  Так, Пермским театром оперы и балета им. П. И. Чайковского разработано специальное «Положение о спонсоре» театра, которое включает в себя:
  1. Цель договора со спонсором
  1.1. Оказание благотворительной помощи театру для развития высоких творческих традиций, создания новых высокохудожественных спектаклей, проектов для детской и взрослой аудитории.
  2. Предмет договора со спонсором.
  2.1. Спонсор оказывает благотворительную помощь для финансирования творческой и хозяйственной деятельности театра, а театр обязуется предоставлять спонсору услуги, обозначенные в п. 3.2 настоящего положения.
  3. Права и обязанности сторон.
  3.1. Спонсор:
  3.1.1. Обязуется в течение срока действия договора оказывать благотворительную помощь на сумму не менее руб.
  3.1.2. Генеральный спонсор обязуется в течении срока действия договора оказывать благотворительную помощь на сумму не менее руб.
  3.1.3. Обязуется предоставлять театру свои информационные материалы и фирменный логотип.
  3.1.4. Вправе контролировать использование денежных средств, составляющих благотворительную помощь, по целевому назначению, а театр обязан, по требованию спонсора, предоставить информацию об использовании денежных средств, составляющих благотворительную помощь, и подтвердить ее документально.
  3.2. Театр:
  3.2.1. Обязуется упоминать организацию-спонсора в качестве спонсора театра и размещать логотип спонсора во всех видах печатной продукции: афишах, буклетах, программах (в том числе во время гастролей по стране), а также на специальном рекламном щите на фасаде театра.
  3.2.2. Обязуется помещать информацию об организации как о спонсоре, в публикациях в СМИ, связанных с деятельностью театра.
  3.2.3. Обязуется в течение срока действия договора выделить в безвозмездное пользование организации-спонсора 2 места на все спектакли текущего репертуара.
  3.2.4. Безвозмездно предоставляет помещение театра в день профессионального праздника или юбилея спонсора (по предварительному согласованию с администрацией театра за 2 месяца).
  ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕСС-СПОНСОРЕ
  1. Предмет договора.
  1.1. Театр поручает, а пресс-спонсор принимает на себя обязанности по организации информационной поддержки театра средствами радио, газеты, телевидения.
  2. Предмет договора.
  2.1. Пресс-спонсор принимает на себя следующие обязательства:
  2.1.1. Размещать на страницах газет информационный модуль театра (4 раза в месяц) по согласованию сторон.
  2.1.2. Размещать информационный модуль о премьерах (4 раза в год).
  2.1.3. Освещать деятельность театра, способствуя формированию положительного имиджа театра у своих читателей, зрителей, слушателей.
  2.1.4. Изготовить информационный ролик о театре продолжительностью до 30-ти секунд.
  2.1.5. Размещать информационный роликтеатра в эфире в соответствии с согласованным сторонами графиком трансляций.
  2.2. Театр принимает на себя следующие обязательства:
  2.2.1. Предоставлять права на информационное спонсорство театра.
  2.2.2. Упоминать спонсора в СМИ, а также в печатной продукции рекламного характера.
  2.2.3. Регулярно предоставлять определенное количество мест на спектакли театра в качестве награды для победителей конкурсов, проводимых организацией.
  2.2.4. В течение срока действия договора выделить в безвозмездное пользование пресс-спонсора 2 места на все спектакли текущего репертуара и определенное количество мест для сотрудников редакции (по предварительной заявке, при наличии свободных мест).
  Спонсорам театра предлагается пакет рекламных услуг Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:
  1. Размещение рекламной информации и логотипа компании-спонсора:
  1.1. в следующих видах печатной продукции: буклет, афиши, программа, билет;
  1.2. на транспортных средствах, принадлежащих театру;
  1.3. на рекламном щите театра по Комсомольскому проспекту;
  1.4. в виде щитовой рекламы на фасаде и в интерьере театрального здания;
  1.5. в печатной продукции (афиши, программы) гастролирующих солистов и коллективов России;
  1.6. использование логотипа компании-спонсора на сувенирной продукции театра (майки, календари, значки, буклеты, театральные проспекты);
  2. Привлечение профессиональных артистов, художников и других специалистов для создания рекламной продукции (видеоролик, аудиоролик, растяжки, аншлаги, световое табло и др.)
  3. Участие в театрализованных рекламных акциях компании-спонсора.
  4. Предоставление интерьеров здания, костюмов, декораций и другой театральной атрибутики для печатной рекламной продукции и киновидеорекламы.
  5. Участие в совместных благотворительных акциях и лотереях компании-спонсора.
  6. Использование детских новогодних представлений и спектаклей, в том числе закупленных городской и областной администрацией, для имиджевой рекламы компании.
  7. Помощь в организации профессиональных праздников компании-спонсора, в том числе безвозмездное предоставление помещения театра.
  8. Организация экскурсий в «закулисье» и встречи с артистами театра.
  9. Помощь в организации выездных концертов в профилактории и летние оздоровительные лагеря компании-спонсора.
  10. Бесплатные билеты в театр оперы и балета как форма поощрения сотрудников компании-спонсора (к юбилею, дню рождения, профессиональному празднику).
  11. VIP-сервис (бесплатная программа, бинокль, кофе, чай, вода) для компании-спонсора.
  12. Предоставление права посещения «гостевой комнаты» (greenroom) во время посещения спектаклей.
  13. Предоставление права бесплатной парковки автомобилей на платной стоянке перед театром.
  14. Упоминание компании в качестве спонсора во всех публикациях в прессе.
  15. Предоставление 2-х мест в ложе театра на все спектакли текущего репертуара в течение срока действия договора, а также предоставление бесплатных билетов для детей сотрудников компании-спонсора на новогодние спектакли.
  16. Предоставление товарного знака (логотипа) театра компании-спонсору в целях рекламы его изделий.
  17. Предоставление возможности размещать рекламу компании-спонсора в печатной рекламной продукции во время гастролей театра за рубежом.
  18. Предоставление права генерального спонсора.
  19. Предоставление права пресс-спонсора.
  20. Предоставление права информационной поддержки.

 
© www.textb.net