Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3. Культура как действительность общества

  Философское осмысление общества как явления (т.е. как совокупности общественных отношений) и как сущности (т.е. как взаимоперехода материального и идеального в человеческой деятельности) не может дать полное и целостное представление о социуме, поскольку в этом случае, последний характеризуется двумя, хотя и очень важными, но разрозненными определениями. В первом из них общество предстает с внешней стороны, а во втором - с внутренней, и при этом изолированных друг от друга.
  Полного и целостного постижения общества как особого вида наличного бытия можно достичь лишь посредством мысленного синтеза указанных определений. Логическим средством осуществления такого синтеза является философская категория действительности. Анализ общества как действительности позволяет понять в единстве его многообразных определений и вместе с тем в качестве самостоятельного субъекта, способного свободно действовать и производить свое собственное бытие на основе как внешней, так и внутренней детерминации.
  В социальной философии логическим аналогом категории «действительность» является понятие «культура». Последнее активно используется во всех общественных науках и имеет несколько сотен определений, что связано не только с чрезвычайной сложностью феномена культуры, но и субъективностью его интерпретаций. Первое, что в этой связи следует отмстить: понятие культуры служит для отражения особого онтологического статуса общества.
  Общество занимает в составе внешнего мира свое специфическое место в силу того, что обладает собственным способом существования, т.е. социальной формой движения, качественно отличающейся от всех других форм движения природного мира как по своему носителю (человеку), так и по присущим ей законам и внутренним противоречиям. Кроме того, она является высшей формой движения, поскольку в ней синтезируются в снятом виде все другие формы движения. При этом под социальной формой движения подразумевается человеческая деятельность.
  Однако общество не только является своеобразным объективным процессом, но и вместе с тем представляет собой огромную совокупность созданных людьми предметных реальностей, которые в корне отличаются от вещей природы и которые не могут существовать в своей качественной определенности до и без человека.
  Все вещи культуры представляют собой опредмеченные способности человеческой деятельности и общественных отношений. Культура - это «вторая природа», творцом которой является человек, который создает ее в процессе преобразования имеющегося исходного природного материала посредством развертывания своей сознательной и целенаправленной деятельности. Культура как «вторая природа» - мир социальных качеств, как бы внедренных человеком в материальные вещи путем деятельного преобразования их телесных форм. В зависимости от того, результатом опредмечивания какой деятельности (материальной или духовной) являются объекты социума, культура подразделяется на два вида: материальную и духовную.
  К материальной культуре относятся орудия труда, машины, технические сооружения, оружие от лука до водородной бомбы, предметы повседневного обихода, жилые дома, одежда, продукты питания, средства транспорта и связи, дороги, каналы и т.д. К духовной культуре относятся книги, картины живописи, скульптуры, театральные постановки, нотная запись музыки, киноленты, ритуалы, обряды традиции, обычаи, нравы и т.д. Универсальным средством опредмечивания многообразных результатов духовной деятельности является язык, представляющий собой систему определенных материальных знаков. Созданные обществом многообразные и многочисленные знания и другие идеальные образования приобретают статус действительности только тогда, когда они опредмечиваются прежде всего в словарном составе языка и тем самым становятся на короткий или длительный срок элементами культуры. Вне такого опредмечивания они не могут оказывать какое-либо воздействие на ход реальной жизни людей, и поэтому их неправомерно было бы причислять к ценностям культуры.
  Культура - это раскрытая книга опредмеченных сущностных сил человека, его разума, способностей, чувств, потребностей, мотивов, ценностных ориентации, умений, производственных и профессиональных навыков, верований и мировосприятий. Будучи результатом предшествующей человеческой деятельности и общественных отношений, она служит фундаментом дальнейшего функционирования и развития как первой, так и вторых. Иначе говоря, опредмеченные результаты прошлой деятельностной человеческой активности служат исходной базой и причиной для развертывания такого же рода активности в настоящее время, которая, опредметившись в соответствующих результатах, становится опорой в свою очередь для последующего этапа своего развития, и так до бесконечности.
  Следует подчеркнуть, что культура - это прежде всего система положительных ценностей. Именно эта система положительных ценностей формирует человека, поднимая его на более высокую ступень развития. Здесь мы переходим к процессу распредмечивания.
  Распредмечивание - это процесс освоения человеком того положительного опыта, который заложен в опредмеченной деятельности людей. Впитать в себя культуру, положительные ценности - это значит развить свои способности, это значит впитать опыт других людей, опыт прошлых поколений. Без этого процесса культура мертва. Главная функция культуры - это формирование личности во всех сферах деятельности. Через процесс распредмечивания происходит связь поколений. Распредмечивание сложный и многоуровневый процесс, начиная от семейного воспитания личности и заканчивая целой системой обучения и воспитания. Огромную роль в распредмечивании играет личная установка и самовоспитание.
  Тем самым объективно формируется внутренний стержень непрерывного исторического развития общества, который предстает в качестве материального носителя социальной наследственности, преемственности и памяти человечества. Без предметов культуры люди не смогли бы выжить и адаптироваться к внешней среде, а также наладить и реализовать между собой сложную сеть коммуникации и общения. Чем выше уровень развития культуры, тем разнообразней палитра реальных возможностей и шире рамки самодостаточности человеческой жизни. В этой связи именно в культуре заключен исток и средства реального осуществления свободы людей как субъектов исторического действия. Для постоянного самостоятельного воспроизводства общества как особого типа реальной действительности непосредственно и в первую очередь нужны не столько вещи природы, сколько предметы культуры, которые в своей совокупности образуют как бы органическое тело социума.
  Уровень культуры отдельных сфер деятельности людей и их отношений (культура труда, быта, поведения, языка, общения и т.п.) обычно отождествляется с уровнем развития субъекта культуры. Когда кого-либо называют некультурным человеком, то под этим разумеют отсутствие у него необходимого уровня образования и воспитания. Культура есть общество в его онтологической действительности, существующей в виде огромного актуально представленного множества созданных людьми и поэтому обладающих социальным качеством предметных реальностей, которые являются объективированными результатами человеческой деятельности и общественных отношений и которые служат непосредственной основой и своеобразной программой для обеспечения полнокровной жизни и самостоятельного развития социума и человека.
  Культура, следовательно, определяется как система организации и развития человеческой жизнедеятельности, включающая способы производства, взаимодействия с природой, межличностного общения, познания и духовного творчества. Первоначально культура понималась как воспитанность и на этом основании древние греки отличали себя как цивилизованный народ от варваров. И позже в Средние века и эпоху Возрождения культура определялась как цивилизованное поведение, основанное на соблюдении законов, как наличие гуманитарных знаний и владение искусствами. Век Просвещения делает упор на рациональность, а воспитание сводит к познанию и управлению на основе разума страстями души. В это же время зарождается критика рационального образа культуры и возникает лозунг «назад к природе», естественно речь шла о природе как идеале культуры. Такая ориентация способствовала преодолению европоцентристского определения культуры и изучению обычаев так называемых нецивилизованных народов. В тоже время подвергалось критике сведение культуры к рационально-техническим достижениям и вводились более широкие критерии культурности. Культура стала пониматься как система способов обеспечения основных потребностей человека. Инстинкты, сформировавшиеся в ходе эволюции, подвергаются в человеческой истории разностороннему контролю и облагораживаются посредством сначала мифа и ритуала, затем социальных норм, обычаев и институтов семьи, права, собственности, государства.
  В современной культурной антропологии выделяются основные потребности человека: физиологические потребности в пище, воде, воздухе, движении, отдыхе и т.п. потребности в безопасности и защите от посягательств на собственность и семью; потребность в сопричастности, любви и солидарности, в благополучии и уверенности за свое существование; потребность в уважении к себе со стороны окружающих и в самоуважении, проявляющаяся в стремлении к независимости; потребность в самоактуализации, благодаря которой реализуются творческие потенции человека к этим основным потребностям добавляются еще чисто духовные стремления к знанию, красоте, добру.
  Во все времена в культурах люди, удовлетворяя свои потребности, стремились их цивилизовать и при этом открыли отчасти универсальные (одежда, жилище, питание, игра, труд, язык) отчасти локальные (мифы, верования, ритуалы, традиции и обычаи) способы организации жизни. Развитие человечества несомненно связано с фундаментальными движущими силами культуры, которые проявляются уже в мифе и культе, праве и порядке, общении и предпринимательстве, ремеслах и торговле, поэзии и философии. Известно, что далеко не все народы сумели реализовать себя в той форме, которая присуща европейцам. Однако и их культура, несмотря на высокую динамичность не лишена недостатков. Односторонняя ориентация на научно­технический прогресс привела к опасности разрушения природной основы культуры. Овладев природными силами, современный человек гораздо хуже владеет своими желаниями, чем прежде, он утратил духовное единство с окружающим миром и попал под власть им же самим созданных технических, экономических и политических систем. Намечающаяся опасность кризиса современной культуры, осознание узости ее границ, прежде казавшихся чрезвычайно широкими, предполагает критический пересмотр некоторых устоявшихся представлений и более чуткое отношение к иным культурам, прежде расцениваемым с точки зрения европоцентризма как несовершенные.
  Другим недостатком классического определения культуры является противопоставление чувственного и рационального. Оно иногда доходит до того, что сфера эмоционального размещается как бы вне культуры. Чувственность считается данной от природы и подлежащей исключительно подавлению на основе рациональности. Вместе с тем всякая культура предполагает культуру чувств, которые не остаются неизменными, а облагораживаются и цивилизуются, используются для достижения рациональных целей и идеалов. Человеческие эмоции и рациональные планы тесно переплетены друг с другом и поэтому можно говорить о «психологизации» разума и «рационализации» чувственности как о взаимосвязанных сторонах исторического процесса, который выражается в установлении единого порядка. Этот порядок не создается сверху усилиями философов, но и не возникает спонтанно. Дифференциация жизни, появление различных сословий, централизация власти - все это приводит к тому, что телесное насилие и личная зависимость постепенно уступают место праву, как форме организации жизни. И хотя право также первоначально связано с насилием, надзором и наказанием, постепенно все большее значение в обществе придается самодисциплине и ответственности.
  Так возникает важная задача самоорганизации внутренней душевной жизни, управления своими чувствами, желаниями и аффектами. То как решалась эта задача совершенно пропущено теми историками, которые опирались на узко рационалистическое определение культуры. Механически отделяя духовный и технический компоненты, они дали повод последующему противопоставлению «культуры» и «цивилизации». На самом деле цивилизация не сводится к научно-техническим или экономическим достижениям. История культуры обнаруживает медленную и кропотливую работу, направленную на самоконтроль поведения, сдерживание порывов чувства, следование правилам. Важную роль в этом цивилизационном процессе выполняют, прежде всего школьные воспитатели и педагоги.
  Нельзя не учитывать и роль повседневности. Если в средние века цивилизованное поведение охватывало незначительную часть населения, в основном придворное общество, то после перехода власти от военного (рыцарского) сословия к гражданскому (буржуазному) этос - манеры и стиль поведения благородного сословия - распространяется на более широкие слои населения. Вместе с тем буржуазное общество преобразует рыцарский и дворянский этос на основе более рационального планирования, расчета и тем самым увеличивает человеческую дальновидность. Такая сдержанность, снявшая эксцессы, имевшие место прежде, стала источником новых проблем. Сегодня человек уже не может непосредственно разряжать напор страстей и поэтому возникает сильное напряжение между его внутренним Я и теми требованиями, которым он вынужден подчиняться. Общество пошло по пути изобретения разного рода компенсаторных способов разрядки: спортивные зрелища, дискотеки и т.п., но они не освобождают человека от беспокойства и заставляют его прибегать к разного рода наркотикам, стимулирующим искусственные желания. Поэтому создание эффективных моделей, цивилизация нашего психического аппарата остается одной из главных проблем современной культуры.
  Одной из эффективных форм моделирования человеческого поведения всегда было искусство и особенно художественная литература. Читатель художественного произведения не только получает наслаждение от текста, не только погружается в некий идеальный мир, свободный от давления повседневных забот, но и учится видеть, оценивать и переживать окружающий мир так, как это делают его любимые герои. Историки духовной культуры издавна обращали внимание на цивилизующее воздействие литературных героев, задающих высокие образцы для подражания. Воспитанные на книжности, они однако не смогли понять и принять тех новых форм массового искусства, которые получили распространение в XX столетии. В результате возникло широко распространенное противопоставление массовой и элитарной культуры.
  Классическое общество, опиралось на жесткие правила и нормы, законы и разного рода неписаные традиции, упорядочивающие человеческое поведение. Однако они вовсе не предоставляли простора развитию индивидуальности. Конечно и современные, кажущиеся разнообразными, удовлетворяющими любые вкусы и потребности мода, литература, пресса, на самом деле задают жесткие и к тому же идеологизированные стереотипы поведения. Однако распад единообразного порядка, признание различных стандартов рациональности, характерные для больших городов современности, создают более благоприятные условия для творчества и индивидуальных форм жизни. Новые формы коммуникации, релятивизация представлений о рациональности, эстетических и даже этических требований выдвигают перед деятелями культуры новые задачи. Они утрачивают право думать или творить за других, утрачивают свое право на единоличное владение культурным капиталом, вынуждены действовать в условиях конкуренции и учитывать потребности масс. Вместе с тем это не исключает создания эффективных культурных образцов для воспитания и образования масс. Действительно, массовый зритель желает смотреть именно «мыльные оперы», но что мешает художнику вводить в этот жанр классические или напротив авангардистские образы и идеи, как это научились делать выдающиеся представители детективной литературы.
  Основанием пессимизма в отношении современности выступают не только утрата некоторых достижений прошлого, но и слишком узкие представления о культуре как о высших произведениях духа. Ведь на самом деле во всякое время была своя повседневность и история свидетельствует, что как раз за фасадом достижений в сфере художественного, научного, религиозного творчества нередко скрывались бедность, угнетение, бесправие и элементарная безграмотность населения. Для выработки верных ориентаций развития необычайно важным представляется усвоение современных представлений о культуре, которые существенно отличаются от классических, ибо они опираются не только на интеллектуальные и художественные достижения, но и учитывают повседневную жизнь.
  Этнокультурные исследования способствовали освоению образа жизни так называемых диких народов подвергнутых колонизации и выявлению основных универсалий культуры, в которые вошли не только знания и духовные достижения, но и казавшиеся экзотическими и загадочными традиции и стереотипы верования и ритуалы. Это способствовало пониманию значимости норм и образцов межличностного общения в цивилизованных обществах, в которых помимо писанных прав и законов также оказалось множество кажущихся естественными и общепринятыми ограничений и правил, составляющих основу рациональных предписаний. Европейская культура основывается на традициях повседневности, веками культивируемой народом, передаваемой от поколения к поколению помимо институтов образования. Эти традиции закрепляются в языке, в мимике и жестах, в моде, манерах, жилище. Они выступают основой этических, эстетических и вообще жизненных различий, на основе которых осуществляются познание и оценка окружающего мира. Эти различия определяют национальную идентичность (в форме дифференциации своего и чужого), половую принадлежность (на основе разделения мужского и женского), отношение к обществу и государству, к работе и развлечению, к жизни и смерти, к природе и человеку. Внимание к этим незаметным, но очень важным для существования общества формам повседневного порядка представляется особенно актуальным для сегодняшней России, где власть, опираясь на критику прежней идеологии и новые экономические модели, разрушила сложившиеся традиции и не приложила усилий для создания новых.
  Процесс создания новых культурных традиций также должен учитывать более емкий образ культуры, который сегодня сложился в науке на основе изучения широкого исторического, социологического и этнографического материала. Современный подход не ограничивается познавательными или оценочными критериями, а учитывает широкие культурные параметры, включающие идеологические, экономические, социальные и индивидуальные факторы поведения, а также речь, коллективную память, менталитет, чувство времени, символику пространства и т.п. Исследования социологов труда и досуга также расширяют рамки культурных ценностей и дополняют их изучением отношения к работе, формирования чувства хозяина или корпоративности, образа руководителя или стандартов управления. В развитых странах эти культурантропологические исследования стали интересовать не только узкий круг ученых, но и широкие деловые слои, ибо в них человек рассматривается не со стороны своих абстрактных (моральных и рациональных) идеалов, а в единстве с биологическими, социальными и повседневными структурами жизнедеятельности.
  Нормы, верования, образцы поведения, речи, ритмы труда и отдыха образуют основу порядка как общественной, так и индивидуальной жизни человека. Эта повседневная система порядка не является неизменной, а эволюционирует в ходе общественного прогресса. В этой связи возникают противоречия между традиционными ценностями и новыми формами жизни молодых поколений, которые также по разному решаются в разных культурах. Современная ситуация характеризуется снижением репрессивности давления традиционной культуры и состоит в признании многообразия в рамках единой культуры различных субкультур и в частности молодежной. С большим уважением, чем раньше люди оценивает индивидуальный стиль жизни и поведения. Культура приобретает все большее разнообразие и не сводится больше к духовному творчеству, а охватывает разнообразные формы жизни, общения и поведения. Значимыми культурными критериями являются уже не столько идеи, сколько реальные цели, потребности, правила, роли, коммуникативные и семантические коды общения.

 
© www.textb.net