Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Запад – Восток – Россия в диалоге культур

  Диалог культур в современном мире предполагает взаимодействие Запада и Востока как соцоикультурных образований. Прежде всего следует обратить внимание на то, что понятие «Запад» и «Восток» неоднозначны. Культура Запада и Востока - это многообразие локальных культурных образований.
  Специфика восточных культур заключается, как правило, в том, что они ориентированы на устоявшийся образ жизни, коллективизм, сложившуюся социальную структуру, традиционные ценности и нормы поведения. Для большинства из них характерна нравственно-волевая установка на созерцательность.
  В свою очередь западные культуры более динамичны и ориентированы на новизну. Им свойствен индивидуализм, утверждение достоинства человеческой личности. Они более рационалистичны и характеризуются формально-правовой ориентацией.
  В этой связи возникает вопрос о месте России в диалоге культур. В русской историософии сформировались разные подходы к этой проблеме.
  Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) отстаивали идею самобытности, целостности русской культуры. Они считали, что русская культура противостоит западной культуре как раздвоенной: рассудочной и формально-правовой. Культурный фундамент России - православное христианство и община, они составляют основу духовной культуры. Православие повлияло на эмоциональную и интеллектуальную жизнь общества. Русскую культуру отличает духовная целостность, разумность, соборность, отсутствие классовых антагонизмов, общинное землевладение.
  Западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, А.И. Герцен) считали, что русская культура - это культура, отставшая от западной культуры. Задача России заключается в том, что она должна следовать за культурой Запада и пройти тот путь, который Запад уже прошёл. Западники полагали, что русская история есть история преодоления отсталости России от Запада.
  Евразийцы (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский) рассматривали Россию как Евразию, которой присущ восточный дух и западная свобода. Они считали, что культура народа определяется средой его обитания, географическими условиями - «месторазвитием народа». В этом они усматривали истоки самобытности различных народов, в том числе своеобразие русского национального сознания. Особое влияние на российское самосознание оказал восточный (тюркско-татарский) фактор, без которого нельзя понять ход русской истории. Между тем, включая истоки Запада и Востока, русская культура является абсолютно самостоятельной. Защищая идею геополитической и культурной общности евразийского континента, они полагали, что Россия способна без утраты своей самобытности и традиционной культуры принять вызовы информационно-технической цивилизации.
  Достаточно продуктивным является подход, согласно которому русская культура принадлежит европейской культуре как часть единой европейской культуры, но при этом обладает качественным своеобразием. В частности, Д.С. Лихачёв полагал, что русская и европейская культуры составляют единую европейскую культуру, истоки которой составляет христианство. Её особенностью является то, что она направлена на личность, даёт свободу для творческого самовыражения, способна воспринимать другие культуры. Своеобразие русской культуры заключается в том, что она более художественно-эмоциональна, направлена на исследование нравственных проблем.

Вопросы для самоконтроля

  1. На основе анализа представленных подходов к культуре попытайтесь сформировать своё понимания культуры.
  2. Как соотносятся между собой культура и цивилизация?
  3. Какую типологию культур вы можете предложить?
  4. Какое место занимает Россия в диалоге культур?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - С. 70-78
  2. Гуревич П. С. Философия и культура. - М.: Аспект-Прогресс, 1995. - С. 168-226
  3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - Гл. I, XVII.
  4. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис. 1996
  5. Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 57-70, 166-190.
  6. Леви-Стросс К. Пути развития этнографии // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994
  7. Лихачёв Д. С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Наше наследие. - 1991. -№6.
  8. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
  9. Фукуяма Ф. Доверие. - М.: Ермак, 2004. - С. 52.
  10. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - Гл. II.

 
© www.textb.net