Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Единство и многообразие культур

  Выступая специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности, культура находит своё воплощение в продуктах материальной и духовной деятельности, системе социальных норм, общественных институтов и совокупности отношений людей к природе и друг к другу.
  Традиционным является разграничения культуры на материальную и духовную. Материальная культура - это предметный мир человека. Духовная культура - это сумма результатов духовной деятельности.
  Согласно конкретно-исторической типологии, различаются культуры, соответствующие конкретным историческим периодам в развитии общества: античная, средневековая, возрожденческая культура и т.д. Кроме этого, выделяются локальные культуры социально-этнических сообществ людей, существующих в едином социокультурном пространстве: русская, японская, американская культура. Каждая из них фиксирует относительную целостность культуры того или иного социально-исторического образования.
  В то же время существующие типы выступают в виде спектра культурных образований, тенденций, стилей и традиций. В едином этнокультурном пространстве наряду с господствующей культурой представлены разнообразные субкультурные элементы. Предпочтение норм господствующей культуры предполагает возможность их сосуществования. Субкультура - это автономное образование, которое не стремится к вытеснению господствующей культуры, но значительным образом влияет на последнюю. Так, в любом обществе существуют возрастные субкультуры ( например, специфический сленг и стандарты поведения есть у молодёжи - тинэйджеров, панков, рокеров и т. п. ). Главная особенность любой субкультуры заключается в том, что она не претендует на всеобщность, её носители пытаются сохранить собственные нормы и правила в противовес господствующей культуре, которая воспринимается ими как нечто чужое.
  Субкультуру следует отличать от контркультуры, которая представляет собой разнородные по идейно-политической ориентации ценности, противопоставляемые официальным ценностям.
  Многообразие культур порождает проблему их сосуществования в едином социокультурном пространстве. Являются ли существующие культуры равноправными, или же они соотносятся в соответствии с принципом иерархичности, то - есть одни культуры более значимы, чем другие?
  В философии культуры существуют разные подходы к решению этой проблемы. Некоторые полагают, что существование культур основано на принципе иерархичности. Другие исследователи стоят на позициях муль- тикультурализма, говорящего о принципиальной равноценности всех культур.
  Возникает ещё один важный вопрос: возможно ли сопоставление культур при их уникальности? При этом, может ли человек, который сформировался в рамках одной культуры, понять другую, совершенно отличную от неё? Особую важность этим вопросам придаёт разворачивающаяся на наших глазах глобализация.
  Сопоставление культур возможно, однако следует учитывать, что восприятие и оценка культурных ценностей осуществляется человеком сквозь призму той культуры, к которой он принадлежит.
  Особую актуальность в современном мире приобретает диалог культур, направленный на формирование духовного единства человечества и преодоление его разобщённости. Открытость, взаимодействие, способность к восприятию другого - основа диалога культур. Диалог культур как принцип духовного развития человечества не ведёт к унификации культур, потере национально-этнического колорита, уникальности, богатства и многообразия, напротив, он выступает источником их взаимообогащения и развития, ибо невозможно понять природу любой культуры без её сопоставления с иными.

 
© www.textb.net