Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Модели мира. Место человека во Вселенной

  Общая теория относительности устанавливает взаимозависимость того, что движется и изменяется (материи), движения, пространства и времени. Эти четыре параметра составляют набор элементов, из которых конструируются модели мира - генерализированные представления о наблюдаемой Вселенной. При построении таких моделей решаются некоторые философские, мировоззренческие проблемы: конечна или бесконечна Вселенная, обладает ли она одними и теми же свойствами во всех своих частях, изменяется ли как целое, как можно представить общий сценарий изменений, и другие. При этом авторы моделей мира принимают некоторые допущения, не вытекающие из наблюдений и не имеющие статуса логической достоверности. К числу таких допущений относятся данные о количестве вещества во Вселенной, представление о неизменности физических законов и констант, и другие. Все модели мира на основе ОТО можно разделить на две группы: модели стационарной Вселенной и модели нестационарной, расширяющейся или пульсирующей Вселенной. Модели первого типа (одну из них предложил А. Эйнштейн в 1917 г.) исходят из представлений о конечности количества вещества во Вселенной и приводят к затруднениям математического, физического и мировоззренческого характера. Модели второго типа как будто бы согласуются с фактами - расширение наблюдаемой Вселенной считается твердо установленным, - но также не свободны от допущений и противоречий. Модели нестационарной Вселенной ставят проблему «начала мира» или «мирового периода». В 1929 году астроном Э.П. Хаббл (1889-1953) открыл фундаментальный закон космологии: Вселенная расширяется, причем скорость расширения пропорциональна расстоянию от начальной точки, или возрастает со временем. В 1946-1948 гг. русско-американский физик Джордж (Георгий Антонович) Г амов выдвинул идею «Большого Взрыва» - расширения наблюдаемой Вселенной из начального состояния - очень плотного сгустка материи очень малых, но конечных размеров. По современным представлениям, это событие произошло 15-20 миллиардов лет назад. В концепции Г амова слабым местом является проблема «начала», т.к. ни природа «сингулярности», или первоначального сгустка материи, ни причина, по которой материя оказалась стянутой в точку, не находят удовлетворительного объяснения. Эти противоречия снимаются, если рассматривать «Большой Взрыв» как флуктуацию физического вакуума.
  Если исходить из того, что наблюдаемая Вселенная, частью которой является Земля, населенная разумными существами, возникла и расширяется, т.е. изменяется во времени, развивается, можно попытаться ответить на вопрос: закономерно ли появление мыслящего разума во Вселенной, или это результат неповторимого стечения обстоятельств? В 1928 году К.Э. Циолковский писал: «.Что могущественнее разума? Ему - власть, сила и господство над всем Космосом... Последний сам рождает в себе силу, которая им управляет. Она могущественнее всех остальных сил природы.». В.И. Вернадский полагал, что разумная жизнь возникает во Вселенной с необходимостью естественного процесса . В 1968 году американский физик Б. Картер сформулировал так называемые «антропные аргументы», суть которых заключается в том, что уже на ранних стадиях эволюции Вселенной («первые секунды») возникли такие условия, которые впоследствии привели с неизбежностью к возникновению мыслящего разума, «наблюдателя». «.Вселенная должна быть такой, чтобы допускалось существование наблюдателя». Разумная жизнь может существовать не во всякой Вселенной, а лишь в такой, которая отвечает требованиям определенной структурной организации. Такая организация Вселенной не только необязательна, но и весьма мало вероятна. Вероятность того, что в первичной Вселенной возникнут тяжелые частицы, барионы, без которых невозможна атомная и молекулярная структура вещества, и, следовательно, неживая и живая природа, порядка 10-40; вероятность скачков в развитии, появления планетарных систем, жизни и разума - каждый раз такого же порядка. Сторонники «антропных аргументов» исходят из предположения о целесообразном устройстве Вселенной, «предустановленной гармонии мира». Такие взгляды носят скорее характер мистической веры и не имеют никакого научного обоснования. Так что же - считать Человека Разумного, населяющего Землю, уникальным явлением во Вселенной? Такая установка кажется слишком пессимистичной, учитывая хрупкость разумной жизни на Земле. Однако проблема имеет и другое, более сообразное с наукой решение. В соответствии с рассмотренными нами принципами синергетики, в развивающейся Вселенной любое событие, вероятность которого отлична от нуля, реализуется. Таким образом, можно сделать вывод, что во Вселенной существуют населенные разумными существами миры, и если Вселенная бесконечна в пространстве и во времени - таких миров бесконечно много.

Вопросы и задания

  1. Вселенная как целостность. Что такое система? Системные свойства и свойства развивающихся систем.
  2. Что такое «научная картина мира»? В чем различие механической и квантово-механической картин мира?
  3. Пользуясь приведенной в данном разделе учебника литературой, подготовьтесь к дискуссии на тему «Разум во Вселенной». Найдите сами интересные материалы к дискуссии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Разд. 3.- М.: МГУ, 1997.
  2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. Ч. 2. Гл. V-VIII. - М.: Политиздат, 1989.
  3. Гайденко П.П. Бытие и Разум // Вопросы философии. - 1977. - № 7.
  4. Еремеева А.И., Цицин Ф.А. История астрономии. - М.: МГУ, 1989. - С. 240-302.
  5. Ласло Эрвин. Век бифуркации. Постижение меняющегося мира // Путь. - 1995. - № 7. - С. 5-19, 116-125.
  6. Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. Ч. 1. - М.: Политиздат, 1991. - С. 186-362.
  7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог Человека с Природой. - М.: Прогресс, 1986. - С. 34-66.
  8. Хокинг С. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр. - СПб.: Амфора, 2001.
  9. Хрестоматия по философии. - М.: Проспект, 1996. - С. 302-413.
  10. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. Ч. 3-4. / 4-е изд.- М.: Наука, 1976. - С. 137-329.

 
© www.textb.net